МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Литературное чтение Класс Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета Количество часов в год 1-4 класс Начальное общее образование в соответствии с ФГОС НОО III поколения Федеральная образовательная программа начального общего образования, (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372) Базовый 1 класс – 132 ч, 2 - 4 класс – 136 ч Количество часов в неделю 4 час Срок реализации рабочей программы 1 год 2023/2024 учебный год Составлена:ШМО учителей начальных классов. Феодосия, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, программы изучения результатов по литературному чтению. Пояснительная записка отобразит общие цели и задачу изучения литературного чтения, места в следующем плане обучения, а также подходов к отбору содержания и приведенных результатов. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые обеспечивают обязательное изучение в каждом классе уровня начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных научных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые, возможно, формируют средства литературного чтения с учетом возраста учащихся. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровней начального общего образования, который обеспечивает достижение достижения предметных результатов, становление базового знания, необходимого для получения доступа к изучению других предметов и продолжения обучения, читательской грамотности и закладки основ интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного. развитие обучающихся. Целью литературного чтения является обучение обучающегося в мире художественной литературы, обеспечение навыков смыслового чтения, способы и приемы работы с различными документами текстов и книг, знакомство с детской литературой и с учетом этого, направленное на общее и литературное развитие обучающегося, развитие творческих способностей обучающегося, а также по обеспечению преемственности в изучении систематического курса литературы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритет цельной обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства образования и саморазвития, осознания самой роли чтения в успешности и повседневной жизни, эмоционально реагирующего на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые учащиеся зависят от знаний, полученного опыта решения математических задач, а также от сформированности предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения, которые становятся фундаментом обучения на уровне базового общего образования, а также будут востребованы в жизни. Достижения цели изучения литературного чтения Поставлены следующие задачи: • • • • • • • сохраняется у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и сложившегося устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования общего уровня речевого развития; осознание инициативы художественной литературы и возрождение устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное воплощение о многообразии жанров художественных воплощений и возрождения устаревшего народного творчества; владение элементарными приемами анализа и толкования текста, осознанное использование при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными эффектами по классам; владение оборудованием, смысловое чтение вслух, «про себя» (молча) и текстовой зоне, обеспечение понимания и использования информации для решения учебных задач. Программа по литературному чтению представляет собой вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой приведенных результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельность, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия учащихся, обусловленных фольклорными и литературными текстами; Представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, появились отдельные выдающиеся представители мировой детской литературы . Важным отбором содержания программы по литературному чтению является принцип представленности разных жанров, видов и стилей, обеспечение их функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способностей обучающегося воспринимать различные научные тексты при изучении других предметов в плане начального образования. Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классахпо 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Обучение грамоте [1] Развитие речи Составление мелких рассказов на основе натуральных игр, комнат. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Фонетика Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Устанавливается последовательность звуков в слове и определение количества звука. Чтение Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словсочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста сохранилось художественной литературы и устного народного творчества (не менее сохранилось). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различие. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных проявлены. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие моральные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения ведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору). Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чем рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения ведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на сюжете проявилось не менее шести К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героев произведений, общие особенности поступков. Понимание заголовков произведений, его изменение с изменением произведений и его идей. Осознание морально-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо того, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору). Произведения поведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических проявлений в природе (на цикле трёх-четрётых возможно сформировавшихся А. К. Толстого, А. Н. Плева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических проявлена: звуки и краски природы, времен года, человека и природы; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных маленьких фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – деликатная народная мудрость, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения ведения для чтения: потешки, загадки, пословицы. Произведения о братьях наших меньших (трех-четырех авторов по выбору) – проявились героически. Цель и назначение соблюдать меры по защите людей и животных – воспитание доброго, чуткого и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественные и научно-познавательные, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание морально-этических понятий: любовь и забота о животных. Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение появилось о маме (не менее одного автора по выбору, на примере возможного появления Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др).. Осознание морально-этических понятий: чувство любви как осуждение одного человека по отношению к другому (матери к ребенку, детям к матери, близким), дружеская любовь и забота о родных людях. Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору). Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазиях (не менее трёх изображены). Способность автора произведений создавать удивительное чудесное явление в каждом жизненном цикле, необычное в обычных условиях окружающего мира. Сочетание в производстве реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Произведения для чтения: Р.С. Сэф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Воображения», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий : познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных научных действий направлены на формирование умений: • • • • • • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для удовольствия, и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений; понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста; ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная рассказ), автор, герой, стихотворение (в пределах изученного); разделять и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ); анализировать текст: определять тему, сохранять последовательность событий в изменениях, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию; сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: • • понимать, что тексты произведений могут быть представлены в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие); Соотнесите иллюстрацию с текстом произведения, отрывками из текста, которые соответствуют иллюстрации. Коммуникативные формирование умений: • • • • • универсальные • • действия обеспечивают читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы; участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, ходить на вопросы, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме; пересказать (устно) содержание произведений с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план; объяснить своими словами значение изученных понятий; описывать свое после прослушивания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов. Регулятивные универсальные формирование умений: • технологические технологические действия обеспечивают понимать и сохранять поставленную учебную задачу, в случае необходимости обратиться за помощью к учителю; желание подготовить самостоятельно читать, совершенствовать свои навыки чтения; с помощью учителя оценить свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: • • желание подготовиться к работе в парах, небольших группах; обеспечить культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы. 2 КЛАСС О наша Родина. Круг чтения: произведения о Родине (на основе не менее трех стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева и др.). Патриотическое звучание зазвучало в родном крае и природе. Отражение в произведениях моральноэтических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Проанализируйте заголовок, соотнесите его с основной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору). Фольклор (устное народное творчество).Произведения ведения малых жанров фольклора (потешки, классики, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом «перевёртыш событий» как основа построения небылица. Ритм и счёт основных – средства выразительности и строительности. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственной идеи фольклорных сказок. Особенности сказки разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности строительства и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Произведения для чтения: потешки, китайские, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха наших великих», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка». , сказки народов России (1-2 произведения) и другие. Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие природы (звуки, краска времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажную лирику. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др. и произведений произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо дышало осенью…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие. О детях и дружбе . Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх оборотов Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.). Отражение в произведениях морально-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), качество поступков. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору). Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, отечественного языка. Составление плана произведений: части текста, их основные темы. Иллюстрации, их значение вии раскрывают содержание произведений. Произведения ведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие. О братьях наших меньших . Жанровое многообразие проявлений животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к жизни (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на сцене выступили И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Моральные басни как моральный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору). О наших близких, о семье . Тема семьи, детства, взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведений по выбору. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных воплощений: Международный женский день, День Победы. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору). Зарубежная литература . Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух живых) зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности строительства и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественных произведений: части текста, их основные темы. Иллюстрации, их значение вии раскрывают содержание произведений. Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одной ручки» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) . Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематических картотек библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных научных действий, формирующих обеспечение человечества: • • • • • • • • • • • • • • • • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений (без отметочного измерения); сравнивать и группировать разные произведения по темам (о Родине, о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и явлениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение); характеризовать (кратко) особенности жанров (произведение устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение); анализировать текст сказки, рассказа, басни: определение темы, главной мысли произведения, вход в текст слова, подтверждающие характеристики героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, удерживать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе; анализировать текст стихотворения: особенности жанра (ритм, рифма), вход в текст сравнения, эпитеты, слова в переносном объяснении, объяснение значения незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: соотносить иллюстрации с текстами произведений; ориентироваться в содержании книг, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе предпочтительного списка; по информации, представленной в руководстве, в иллюстрациях, предполагаем тему и содержание книги; использовать словари для уточнения значения незнакомого слова. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: участвовать в диалоге: есть на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, готовить свои вопросы и высказывания на заданную тему; пересказать подробно и выборочно прочитанное произведение; обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения; • • • описывать (устно) картины природы; сочинять по аналогии с прочитанными загадками, рассказами, небольшими сказками; участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений. Регулятивные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: • оценить свое эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения; сохранять в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста; контроль выполнения поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения; проверить (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: • • • • • • выбирать себе партнеров по совместной деятельности; отвернуть работу, договариваться, приходить к общему решению, вообще за общий результат работы. 3 КЛАСС О Родине и ее истории. Любовь к Родине и ее история – важная тема оживленной литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и своей настоящей стране и родному краю – основные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ века. Осознание морально-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовков произведений. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические удары. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другие (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, традиционные, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с календарными загадками. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и моральных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказки: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрации как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.) . Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: Народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать историю в песне о родной земле. Был как народный песенный рассказ о важных исторических событиях. Фольклорные особенности жанра были: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристики главного героя (где жил, чем отдельно, какими качествами земли). Характеристика героических песенных сказок, их особенности (тема, язык). Язык былин, вежливые слова, их место в тексте и представление в современной лексике. Репродукции картинок как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иванцаревич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору). Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучемы богатые князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору) . Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, прием повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказки А. С. Пушкина. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, сын ое его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного парка…» и другие (по выбору) . Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова не менее двух назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и открытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков . Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автор. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору) : Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Микова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина , С.А.Есенина. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, ее выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осень первоначальный…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору). Творчество Л. Н. Толстого . Жанровое многообразие осталось Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трех изображен). Рассказ как повествование: связь содержания с реальными событиями. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планировок. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различие рассказчика и авторов произведения. Художественные особенности текстаописания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. СоколовМикитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору). Произведения, касающиеся ограничений в отношении людей и животных . Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другие (по выбору). Произведения сообщений о детях . Дети – герои проявились: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка в качестве фона для создания произведений: судьбы крестьянских детей, детей на войне (произведения по выбору двух-трех авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценочные качества, происходящие в военное время. Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору). Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средство выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов : Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский , М.М.Зощенко. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору). Зарубежная литература. Круг чтения (произведнения двух-трех авторов по выбору) сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена . Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач по устройству издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий : познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных научных действий, формирующих обеспечение человечества: • • • • • • читать доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения (без отметочного измерения); различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, оглавлять их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и поддерживать нарушенную работу почек; сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; Обдумать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер). Работа с информацией как часть познавательных универсальных научных действий направлена на формирование умений: • • • сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрацию), звуковую (музыкальное произведение); подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства с тематикой, настроением, средствами выразительности; разместить книгу в библиотеке в соответствии с учебной схемой; составить аннотацию. Коммуникативные формирование умений: • • • • • универсальные технологические действия обеспечивают читать текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям, героям произведений; формулировать вопросы по основному тексту событий; пересказать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); выразительно исполнено стихотворное произведение, придающее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии. Регулятивные универсальные технические решения по формированию умений: • • • принимать цель чтения, удерживать ее в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать выполнение поставленной задачи чтения; оценить качество восприятия текста на слух; Выполнять действия контроля (самоконтроля) и наблюдать за процессом и результатом деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: • • участвовать в совместной деятельности: выполнять роль лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театральной деятельности читать по роликам, инсценировать (драматизировать) легкие произведения фольклора • и художественной литературы; выбрать роль, договариваться о манере ее исполнения в соответствии с общим замыслом; изучить взаимопомощь, взять на себя ответственность при выполнении своей части работы, оценить свой вклад в общее дело. 4 КЛАСС О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырех, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о любви к родной земле в переводе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в стихах для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в художественной литературе (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятий: поступок, подвиг. Круг чтения : народная и авторская песня: концепция исторических песен, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору). Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и маленькой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 военно-исторической тематике). Фольклор (устное народное творчество) . Фольклор как народная духовная культура (производство по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для демонстрации художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных народов проявилось по тематике, художественным образам и формам («бродячие» сюжеты). Круг чтения : Былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитники страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жили, чем строго, какими качествами устойчивы). Средства художественной выразительности в них: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные временно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова. Произведения ведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору). Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвых царевнах и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Произведения для чтения: А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие. Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на сцене И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трех). Развитие событий в басне, ее герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие. Творчество М. Ю. Лермонтова . Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трех) .Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие. Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок и другие. Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.) . Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – согласно авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «КонёкГорбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков . Лирика, лирические произведения, как описание в стихотворной форме чувств поэта, связаны с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору ): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Темы стихотворных эффектов, героев лирического произведения. Авторские приемы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картин как иллюстрация к лирическому произведению. Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору). Творчество Л. Н. Толстого . Круг чтения: рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору). Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, охрана и охрана природы – тема сохранившейся литературы. Круг чтения (не менее трех авторов): на природе В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина. Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору). Произведения сообщений о детях . Тематика возникновения о детях, их жизни, играх и занятиях, ограничениях со взрослыми и сверстниками А. П. Чехова, Н. Г. ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский. Словесный портрет как его характеристики. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке»(1-2 рассказа из цикла). К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие. Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведение. Авторские ремарки: назначение, содержание. Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие. Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух проявлен по выбору) произведения на тему рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова , .Герои юмористических проявились. Средство выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору). Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и доме» (отдельные главы) и другие. Зарубежная литература . Расширение круга чтения привлекло внимание зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена , Ш. Перро и др. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору). . Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) . Польза чтения и книг: книга – друг и учитель. Правила чтения и способы выбора книг (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), ее справочноиллюстративный материал. Очерк как повествование о начале события. Типы книг (изданий): книги-произведения, книги-сборники, собрания сочинений, периодические издания, справочные издания. Работа с источниками периодической печати. Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий : познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных научных действий, формирующих обеспечение человечества: • • • • • • • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений (без отметочного измерения); читать про себя (молча), оценивать свое чтение с точки зрения понимания и запоминания текста; анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, переходить в текст заданного эпизода, сохранять взаимосвязь между событиями, эпизодами текста; характеризовать героя и дать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерии голосования героев, их поступков (по контрасту или аналогиям); составить план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и поддерживать нарушенную последовательность; Обдумывать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа). Работа с информацией как часть познавательных универсальных научных действий направлена на формирование умений: • • • • • • • • • • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной блокой; характеризовать книгу по ее элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и прочее); разместить книгу в библиотеке в соответствии с учебной схемой; составить аннотацию. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, всегда и задавать вопросы учебным и художественным текстом; пересказывать текст в соответствии с учебной блокировкой; рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях; оценить мнение авторов о героях и свое отношение к ним; использовать элементы импровизации, выполняемой при фольклорных эффектах; сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему. Регулятивные универсальные технические решения по формированию умений: • • • • понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность в свободное время; определить цель выразительного изображения и работы с текстом; оценивать выступление (своих и одноклассников) с точки зрения передачи настроений, произведений искусства и героев; Изучите процесс контроля и результат деятельности, зафиксируйте причины возникших ошибок и приспособьте инструмент, позволяющий предвидеть их в предстоящей работе. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: • • • участвовать в театральной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по роликам, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценить свой вклад в общее дело. [1] В данной рабочей программе отражено только содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», который реализуется посредством предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописано в рабочей программе предмета «Русский язык». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучение литературному чтению в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» заключаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечения позитивной динамики развития личности младшего школьника, ориентированной на процессы познания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, устойчивым, социокультурным и духовно-нравственным ценностным качествам, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: • • • • • • • • • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, дополнительный интерес к изучению родного языка, истории и Российской Федерации, понимание естественной культурной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российско-гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего и родного края, продвижение страны к традициям и культуре своих и других народов в процессе анализа и анализа выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о морально-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческой власти, определение индивидуальности каждого человека, сопутствующее сопереживание, поддержка, любовь, доброжелательность и другие моральные принципы по отношению к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, принципа, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных воплощений в ситуациях нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальная позиция посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, выраженная в эмоциональной окраске; неприятие форм любого поведения, направленных на причинение социального и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: Учитывая уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, в зависимости от разных видов искусства, традиций и творчества своих и других народов, мы готовы выразить свое отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки просмотренной фольклора и художественной литературы; • понимание образного языка художественных живых, выразительных средств, создающий художественный образ. Трудовое воспитание: • осознание ценностей труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: • бережное отношение к природе, осознание проблем человека и животных, отраженных в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • • • • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слов как средств создания словесно-художественного образа, выход за выражение мыслей, чувств, идей автора; владение смысловым чтением для решения последовательного уровня химических и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии содействия литературе, развитии познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании возрожденной фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные технологические действия: базовые логические действия: • • • • • • • • сравнивать произведения по теме, основной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, хранить основание для сравнения, сохранять аналоги; объединять произведения по жанру, авторской фурнитуре; определяющий признак для классификации, классифицирующий произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), поддерживать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; сохраняются причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: определение разрыва между реальным и желаемым состоянием объекта (ситуаций) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменение объекта, ситуации; • • • • • • • • • • • • • • • • • • сопоставить несколько вариантов решения задачи, выбрать наиболее подходящий (на основе предложенных вариантов); проведение по предложенному плану опыта, проведенное исследование по установлению изучения объекта и связей между объектами (часть – основания, причина – объяснение); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможные процессы развития, события и их последствия в аналогичных или сходных объектах; работа с информацией: выбор получения информации; согласно заданному алгоритму перейти к предложенному источнику информации, представленной в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем в ходе ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информационных сетей в Интернете; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной программой; Самостоятельно создать схемы-таблицы для представления информации. К завершению обучения в начальной школе у обучающегося развиваются коммуникативные универсальные технологические действия: общение : воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; построить речевое высказывание в соответствии с поставленной группой; создание устных и письменных текстов (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К завершению обучения в начальной школе у обучающихся используются регулятивные универсальные технологические операции: самоорганизация : • • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстройка последовательности выбранных действий; самоконтроль : • • поддержка устойчивости успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои технологические действия для устранения ошибок. Совместная деятельность: • • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в комплексе (типовой ситуации) на основе предложенного формирования планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат работы; • • • • • обеспечить готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценить свой вклад в общий результат; выполнить совместные проектные задания с опорой на предложенные элементы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированной на применение знаний, умений и навыков, которые учащиеся используют в различных учебных и жизненных условиях и моделях по годам обучения. 1 КЛАСС • • • • • • • • • • • • • • • учитывать важность чтения для решения научных задач и его применения в различных жизненных ситуациях: всегда на вопрос о важности чтения для личного развития, посещения художественных произведений отражающих моральных ценностей, традиций, быта разных народов; владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия, и небольших по объему произведений в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного озвучивания); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; выражать и формировать жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: есть вопросы по фактическому содержанию произведений; владеть элементарными приемами анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведениях, характеризовать действия (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомых слов с использованием словаря; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: постоянно на вопросы о впечатлениях от произведений, использовать в беседах изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; читать по роликам с соблюдением норм произношения, расстановки ударов; составлять предложения по содержанию произведений (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); ориентироваться в книге/учебнике по обложке, олению, иллюстрациям; выбрать книги для самостоятельного чтения по советскому образованию и с учётом рекомендательного списка, рассказать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; обратитесь к справочной документации для получения дополнительной информации в соответствии с учебной документацией. 2 КЛАСС • • • • • • • • • • • • • • • • • • объяснять смысл чтения для решения математических задач и его применения в различных жизненных условиях: переход от чтения вслух к чтению себя в соответствии с учебной концепцией, обращение к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), нахождение в фольклоре и литературных произведения отражают нравственные ценности, традиции, быт, культуры разных народов, ориентируются на морально-этические понятия во всестороннем изучении; читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного измерения); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: видеть и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведений; различать и формировать жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); владеть элементарными приемами анализа и расшифровки текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрета) героя и выражать его чувства, оценивать поступки героев произведений, сохранять взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; объяснить значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте, например, использование слов в прямом и переносном значении; осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: учитывать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведений подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; читать по роликам с соблюдением норм произношения, расстановки ударов, одухотворять отдельные эпизоды из произведений; составить высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); сочинять по аналогии с прочитанными загадками, маленькими сказками, рассказами; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотациям, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, с помощью картотеки, обучать прочитанной книге; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной подачей. 3 КЛАСС • • • • • • • • • • • • • • • • • занимаются вопросом о новой культуре устного народного творчества и художественной литературы, нахождения в фольклоре и литературных произведениях, отражающих нравственные традиции, традиции, быт, культуры разных народов, ориентируются на морально-этические понятия в двадцатом изученных обществах; читать вслух и про себя в соответствии с учебной программой, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного измерения); прочитать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой; предлагать художественные произведения и познавательные тексты; выделить прозаическую и стихотворную речь: выделить особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), выделить лирическое произведение от эпического; понимать принадлежность жанра, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: вообще и формулировать вопросы к учебным иным художественным текстам; выражать и формировать жанры фольклора (сказки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить формы проявленного фольклора разных народов. России; владеть элементарными приемами анализа и объяснять текст: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связи событий, эпизодов текста; составить план текста (вопросный, номинативный, цитатный); характеризовать героев, описывать характер героя, давать рекомендации поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, потоками, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять свои поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); выделить авторов произведений из героя и рассказчика, охарактеризовать отношение автора к героям, поступкам, описываемой картине, находить в тексте средства изображения героев (портрета), описание пейзажа и интерьера; объяснить значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном изображении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; пересказать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; при анализе и условном тексте использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; читать по роликам с соблюдением норм произношения, вдохновлять отдельные эпизоды из фильмов; • • • • • • составить устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), скорректировать размер письменного текста; получить краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанных произведений; использовать в главе в соответствии с учебной программой издания (обложку, об аппаратном обеспечении, аннотации, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, с помощью картотеки, обучать прочитанной книге; использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и справочные ресурсы, включенные в федеральный округ. 4 КЛАСС • • • • • • • • • • • • осознавать первоначальность художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражения моральных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в последнее время изучаемых; вывести интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и художественной литературе и сформировалось слушательское народное творчество: сформировать большой круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной программой, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных для восприятия и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного измерения); прочитать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой; предлагать художественные произведения и познавательные тексты; выделить прозаическую и стихотворную речь: выделить особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), выделить лирическое произведение от эпического; понимать принадлежность жанра, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: есть и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; выражать и формировать жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить проявления фольклора разных народов России; соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить разные жанры литературы России и стран мира; владеть элементарными приемами анализа и объяснять текст: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и поведением, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать специфическое к героям отношение, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрета) и выражения их чувств, описания пейзажа и интерьера, сохранять причинно-следственные связи событий, направления, поступков героев; • • • • • • • • • • • объяснить значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном отображении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словопотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; составить план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; читать по роликам с соблюдением норм произношения, расстановки ударов, одухотворять отдельные эпизоды из произведений; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведений (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя различные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать размер текста с учётом правильности, выразительности письменной речи; получить краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений); использовать в главе в соответствии с учебной программой издания (обложку, об аппаратном обеспечении, аннотации, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, с помощью картотеки, обучать прочитанной книге; использовать справочную литературу, электронные образовательные ресурсы и ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях обязательного входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной формой. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Название разделов и Количество часов Электронные (цифровые) п/п тем программы Всего Контрольн Практическ образовательные ресурсы ые работы ие работы Раздел 1. Обучение грамоте 1.1 Развитие речи 4 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 1.2 Фонетика 4 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 1.3 Чтение 72 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 Итого по разделу 80 Раздел 2. Системный курс 2.1 Сказка народная 6 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 (фольклорная) и литературная (авторская) 2.2 Произведения о 9 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 детях и для детей 2.3 Произведения о 6 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 родной природе 2.4 Устное народное 4 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 творчество — малые фольклорные жанры 2,5 Произведения о 7 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 братьях наших меньших 2.6 Произведения о 3 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 маме 2,7 Фольклорные и 4 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 авторские произведения о чудесах и фантазиях. 2,8 Библиографическая 1 https://easyen.ru/load/chtenie/1_klass/388 культура (работа с детской книгой) Итого по разделу 40 Резервное время 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 132 0 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 КЛАСС № Название разделов п/п и тем программы 1 О наша Родина Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 6 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 № Название разделов п/п и тем программы Фольклор (устное народное творчество) 3 Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 4 О детях и дружбе 5 Мир сказок 6 Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 7 О братьях наших меньших 8 Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 9 О наших близких, о семье 10 Зарубежная литература 11 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 16 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 8 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 12 12 12 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 18 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 18 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 13 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 11 1 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 2 https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/389 8 136 1 9 3 КЛАСС № Название разделов и п/п тем программы 2 О Родине и ее истории Фольклор (устное народное творчество) 0 Количество часов Всего 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные Практические работы работы 6 16 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 № Название разделов и п/п тем программы Количество часов Всего 3 4 5 6 7 Творчество И.А.Крылова Творчество А.С.Пушкина Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века Творчество Л.Н.Толстого Литературная сказка Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века. 9 Действия, касающиеся ограничений в отношении людей и животных 10 Произведения объявлений о детях 11 Юмористические произведения 12 Зарубежная литература 13 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 4 КЛАСС № Название разделов и п/п тем программы 1 Контрольные Практические работы работы 4 9 1 8 10 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 9 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 10 1 16 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 18 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/03 6 10 1 4 10 136 1 8 Количество часов 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы О Родине, героические 12 1 https://lesson.academyстраницы истории content.myschool.edu.ru/18/04 № п/п 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Название разделов и тем программы Фольклор (устное народное творчество) Творчество И.А.Крылова Всего Контрольные Практические работы работы 11 1 4 Творчество А.С.Пушкина Творчество М. Ю. Лермонтова Литературная сказка 12 Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века Творчество Л. Н. Толстого Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века. Произведения о животных и родной природе Произведения объявлений о детях Пьеса 7 Юмористические произведения 14 Зарубежная литература 15 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 13 Количество часов 1 4 9 7 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 12 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 13 1 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/18/04 6 5 6 8 7 13 136 1 8 0