Функциональная грамотность
ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
04.05.2023
Открытый банк заданий на сайте федерального
государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий на образовательной платформе
«Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/
Открытые задания PISA на официальном сайте
федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт
оценки качества образования»
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной
грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnost
Составляющие функциональной грамотности
04.05.2023
Функциональная грамотность – это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека
понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься
чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности
естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать
научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические
понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание
финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и
уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными
компетенциями в исследовании понимаются способности:
– критически рассматривать с различных точек зрения
проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды
людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно
действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также
заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития,
управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Приказ Управления образования администрации города Феодосии Республики Крым от 18.11.2025 г. № 482 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
18.11.2025
В рамках тематических недель по функциональной грамотности предлагаем пройти тестирование на платформе МЦКО
14.11.2025
http://demo.mcko.ru/test
Неделя функциональной грамотности
01.12.2025
В МБОУ специализированная школа №2, с 19.11-28.11.2025г. прошла неделя функциональной грамотности.
Функциональная грамотность становится важным аспектом образования, позволяющим ученикам успешно ориентироваться в современном мире. Неделя функциональной грамотности в школе — это уникальная возможность для учащихся развить навыки, которые помогут им не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных организаций по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.
В рамках недели функциональной грамотности проведены следующие мероприятия с обучающимися:
№ | Дата | Мероприятие | Направление | Класс | Ответственный |
1. | 19.11.25 | Урок «Масштабы в географии» | Естественно-научная грамотность | 5 | Гладченко Л.В., учитель географии |
2. | 19.11.25 | Внеклассное мероприятие «Интервью с литературным героем» | Читательская грамотность | 5 | Анипиева Ф.Э., учитель русского языка и литературы |
3. | 19.11.25 | Коллективная игра «Числовые ребусы» | Математическая грамотность | 8 | Альфёрова Е.Л., учитель математики |
4. | 20.11.25 | Внеурочное занятие «Нестандартные условия стандартных задач» | Естественно-научная грамотность | 9 | Шупило И.П., учитель физики |
5. | 20.11.25 | Урок с использованием заданий на формирование финансовой грамотности «В магазине» | Читательская грамотность, финансовая грамотность | 4-Б | Любкина О.В., учитель английского языка |
6. | 20.11.25 | Урок с использованием заданий на формирование читательской грамотности «Пища для ума» | Читательская грамотность | 8 | Сергеева Ю.А., учитель английского языка |
7. | 21.11.25 | Игра-викторина «Знание сила!» | Читательская грамотность, финансовая грамотность | 3-А | Яковенко А.В., учитель начальных классов |
8. | 21.11.25 | Спичечная олимпиада | Математическая грамотность | 5 | Покрищук Ж.В, учитель математики |
9. | 21.11.25 | Квест по повести «Капитанская дочка» | Читательская грамотность, креативное мышление | 8 | Дема А.Э., учитель русского языка и литературы |
10. | 21.11.25 | Квест «Их именами названы улицы Феодосии» | Глобальные компетенции | 10 | |
11. | 21.11.25 | Урок с использованием заданий на формирование читательской грамотности «Список желаний» | Читательская грамотность | 10 | Трусенко И.В., учитель английского языка |
12. | 24.11.25 | Мини-проект «Многогранники в астрологии» | Математическая грамотность, естественно-научная грамотность | 10 | Покрищук Ж.В., учитель математики |
13. | 24.11.25 | Урок с использованием заданий на формирование естественно-научной грамотности «Еда для жизни» | Читательская грамотность, естественно-научная грамотность | 6 | Масолова О.В., учитель английского языка |
14. | 24.11.25 | Внеклассное мероприятие «Электронные таблицы для решения жизненных задач» | Математическая грамотность | 11 | Стягайло Э.С., учитель информатики Альферова Е.Л., учитель математики |
15. | 25.11.25 | Конкурс иллюстраций к повести «Тарас Бульба» | Креативное мышление | 7 | Руденко Л.В., учитель русского языка и литературы |
16. | 25.11.25 | Игра-викторина «Геометрия на клетчатом листе» | Математическая грамотность | 11 | Альферова Е.Л., учитель математики |
17. | 26.11.25 | Игра-викторина «Потребности человека» | Финансовая грамотность | 2-А | Пироженко И.И., учитель начальных классов |
18. | 26.11.25 | Исторический экспресс «Мифы Древней Греции в иллюстрациях» | Естественно-научная грамотность, креативное мышление | 5 | Михайленко Н.И., учитель истории Немченко Т.В., учитель ИЗО |
19. | 26.11.25 | Мини-проект «Мои финансы» | Финансовая грамотность | 7 | Покрищук Ж.В., учитель математики |
20. | 27.11.25 | Конкурсная программа «Праздник мам» | Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции | 3-Б | Доронина О.А., учитель начальных классов |
21. | 27.11.25 | Квест «Былины русской литературы» | Читательская грамотность, креативное мышление | 6-7 | Асанова Ф.А., учитель музыки, Немченко Т.В., учитель ИЗО, Михайленко Н.И., учитель истории |
22. | 27.11.25 | Внеурочное занятие Проектно-ориентированные задачи в ОГЭ | Математическая грамотность | 9 | Лень Е.И., учитель математики |
23. | 24.11.25 | Урок с использованием заданий на формирование читательской грамотности «Дом моей мечты» | Читательская грамотность | 5 | Камардина Ю.Ю., учитель английского языка |
По окончании недели функциональной грамотности важно оценить достигнутые результаты. Учителя могут провести анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить, что нового они узнали и какие навыки развили. В рамках тематических недель по функциональной грамотности возможно пройти тестирование на платформе МЦКО, по ссылке http://demo.mcko.ru/test
Также полезно организовать выставку проектов, где ученики смогут продемонстрировать свои достижения.
Неделя функциональной грамотности в школе — это не только возможность для учащихся улучшить свои навыки, но и шанс для учителей внедрить инновационные подходы в образовательный процесс. В конечном итоге, такие мероприятия способствуют подготовке ответственных и грамотных граждан, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Автор: Исаджанян Н.Ф. заместитель директора по учебно-воспитательной работе
21.02.2025
Ежегодно в школе проходит Открытый муниципальный конкурс поэтического чтения на иностранном языке «Шекспириада», в ходе подготовки и проведения которого закладывается основа глобальных компетенций, формируется способность обучающихся думать, анализировать, выражать свою мысль, опираясь на межкультурные знания. 20 февраля 2025 года Школа вновь собрала учителей и обучающихся, ценителей мировой поэзии.
Просмотров всего: , сегодня:
19.01.2025
В 2024/2025 учебном году МБОУ специализированная школа №2 продолжает работу по повышению функциональной грамотности. На ряду с другими компонентами, для специализированной языковой школы наиболее значимым является развития глобальных компетенций.
Просмотров всего: , сегодня: