МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО _______Е.В.Яручик Протокол № 01 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора _______ Казицина В.В. «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МБОУ специализированная школа№2 _____________ Овчаренко Н.А. приказ № ______ от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Русский язык Класс Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета 11 класс Основное общее образование в соответствии с ФГОС ООО II поколения Федеральная образовательная программа основного общего образования, (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371) базовый Количество часов в год 102 часа Количество часов в неделю Срок реализации рабочей программы 3 часа 1 год 2023/2024 учебный год Составители: ШМО учителей русского языка и литературы Феодосия, 2023 Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе: Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по литературе (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№2/16-з) Авторской программы В.В. Бабайцевой «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10-11 классы (углублённый уровень) для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации; В соответствии с: Учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. - М., 2012. (Стандарты второго поколения); Данная программа предполагает работу с учебником В.В. Бабайцевой «Русский язык» (углублённый уровень) 10-11 классы, - Москва, «Дрофа», 2015. В 11 классе выделяется по 102 часа (из расчёта по 3 часа в неделю ) Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих результатов. Результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются: 1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке; 3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; 4) осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур; 6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; 8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества; 9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей; 10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей. Результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются: 1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов; 2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; 3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями; 4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом; 6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.); 7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом; 8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность; 9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций; 10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. Результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются: 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёныхрусистах; 2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка; 3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; 4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; 5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка; 6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; 7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи; 8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 9) владение различными приёмами редактирования текстов; 10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров; 11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса Учащиеся должны знать: основные уровни языка и языковые единицы; взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке; роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира; имена выдающихся ученых-лингвистов; типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные); источники богатства и выразительности русской речи, изобразительновыразительные средства (тропы и синтаксические фигуры); лингвистические термины. Учащиеся должны уметь: Говорение и письмо создавать высказывания на лингвистическую тему; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения; соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи; оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему; выявлять подтекст; владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья); писать отзыв о художественном, публицистическом произведении; принимать участие в диспуте, дискуссии; составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы; Аудирование и чтение владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров; извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации); Анализ текста и языковых единиц выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста); анализировать особенности употребления основных единиц языка; анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания. Раздел 2. Содержание учебного предмета Введение. Основные единицы русского языка и разделы лингвистики. Роль языка в жизни общества I. Принципы русского правописания Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. II. Повторение изученного. Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания) Совершенствование устной речи. Повторение в конце учебного года. Итоговый контроль. Раздел 3. Тематическое планирование по русскому языку Класс 11 Количество часов по учебному плану Всего 102 час; в неделю 3 часа. Табличное представление тематического планирования Разделы программы Кол - во часов развитие Контр. речи сочин. Введение 1 Источники расширения словарного состава современного русского языка Принципы русского правописания Повторение изученного (65ч.) Фонетика.Графика.Орфография Морфемика и словообразование Лексикология.Фразеология. Морфология Синтаксис и пунктуация 7 4 6 2 6 4 7 12 39 20 1 1 4 5 10 3 1 1 2 2 102 30 4 Систематизация и обобщение изученного. ВСЕГО Контр. излож. Контр. работа Контр. диктант 1 1 1 2 1 1 1 1 3 2