МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Класс Литература 10 класс Основное общее образование Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета Количество часов в год Количество часов в неделю овСрок реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС СОО III поколения Федеральная образовательная программа основного общего образования, (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371) профильный 170 часов 5 часа 1 год 2023/2024 учебный год Составители: ШМО учителей русского языка и литературы Феодосия, 2023 Рабочая программа по литературе для обучения на углублённом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер 24480) (далее — ФГОС СОО), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС Литература второй половины XIX века А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтёмся» и др. (одно произведение по выбору). И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору). Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат ”Паллада“» и др. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон Кихот». Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчкомсогнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др. А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др. Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева ”Ася“». Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Идиот», «Подросток» и др. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и романы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина» и др. М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее четырёх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Сказки (не менее трёх по выбору). Например, «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга» и др. Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др. Комедия «Вишнёвый сад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (одно произведение по выбору). Литературная критика второй половины XIX века Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В. Дружинина «” Обломов”. Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После ” Грозы” Островского», Н. Н. Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др. (не менее трёх статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением). Литература народов России Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например, стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К. Хетагурова и др.). Зарубежная литература Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя «Творчество», Г. де Мопассана «Милый друг» и др. Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др. Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», «Одинокие», Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по литературе для среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2. Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы. 3. Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения. 4. Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ политературе. 5. Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев. 6. Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни. 7. Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России. 8. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего образования отражают: базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историколитературного процесса; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт; 1) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 2) работа с информацией: владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении тойили иной темы по литературе; создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. Предметные результаты (10—11 классы) Предметные результаты по литературе в средней школе обеспечивают: 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России, литературной критики, в том числе: пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (фрагменты); роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; произведения А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова (дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору); статьи литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, А. А. Григорьева и др. (не менее трёх статей по выбору); рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; стихотворения и рассказы И. А. Бунина; произведения А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения К.Д. Бальмонта, А. Белого, Н. С. Гумилева; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А. А. Ахматовой; роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»; роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); роман Е.И. Замятина «Мы»; произведения А. П. Платонова, В. В. Набокова (по одномупроизведению каждого писателя по выбору); стихотворения и поэма «По праву памяти» А. Т. Твардовского; стихотворения и роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (избранные главы); повесть «Один день Ивана Денисовича» и произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) А. И. Солженицына; произведения литературы второй половины XX— XXI века: не менее трёх прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, Ч.Т. Айтматова, В. П. Аксенова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, А. Г. Битова, Ю.В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьева, В. С. Гроссмана, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева, В. П. Некрасова, В. О. Пелевина, В. Г. Распутина, А.Н. и Б. Н. СтруЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 19 гацких, В. Ф. Тендрякова, Ю. В. Трифонова,А. А. Фадеева, В. Т. Шаламова, В. М. Шукшина и др. ); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Б. А. Ахмадулиной, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродского, Ю. И. Визбора, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Ю. В. Друниной, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова, Д. С. Самойлова, А. А. Тарковского и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина, К. М. Симонова и др.); не менее трёх произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Г. Белля, Р. Брэдбери, У. Голдинга, Ч. Диккенса, А. Камю, Ф. Кафки, Х. Ли, Г. Г. Маркеса, У.С. Моэма, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, У. Старка, Дж. Сэлинджера, Г. Флобера, О. Хаксли, Э. Хемингуэя, У. Эко; стихотворения Г. Аполлинера, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна, А. Рембо, Т. С. Элиота; пьесы Г. Ибсена, М. Метерлинка,Б. Шоу и др.); не менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.); 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; 7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом классе; 9) владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе); 10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе: конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; поэтика; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики; 12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; 14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; 15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров (объём сочинения — не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 16) владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и редактирования текстов; 17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов; 18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС (170 ЧАСОВ) Всего: на чтение, изучение и обсуждение — 129 ч на развитие речи — 15 ч на уроки внеклассного чтения — 2 ч на итоговые контрольные работы — 4 ч на подготовку и защиту проектов — 8 ч на резервные уроки — 12 ч Тематический раздел Литература половины XIX блок/ второй века Основное содержание А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница», «Свои Основные виды деятельности обучающихся Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять люди (124 ч) — сочтёмся» и др.(одно произведение по выбору) (9 ч) их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о драматурге, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернетресурсов. Развернуто И. А. отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейноэмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историкокультурный контекст и контекст творчества драматурга, выявлять связь произведения со временём написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературнокритические произведния на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно- исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное Гончаров произведение, выражать . Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору). Напри мер, «Обык новенная история», очерки из книги «Фрегат ”Паллада“» и др. (10 ч) личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейноэмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историкокультурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон Кихот» (14 ч) Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Певучесть есть в морских волнах…», русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика,живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно- критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания про- изведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирические произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своё ношение к ним. «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селень я…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» идр. (7 ч) Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в лирическом произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества поэта, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирические и лиро- эпические произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об истории создания произведения с использованием справочной литера- туры и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллектив- ном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать лирическое и лиро- эпическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литерату- роведения. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы, сюжет, героев поэмы, ключевые проблемы произведений и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события поэмы, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества поэта, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (8 ч) А. А. Фет. Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,«Я тебе ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др. (7 ч) А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного ба ла, сл учайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др. (2 ч) произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию учителя и статьюучебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характе- ризовать идейно-эмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в ли- рическом произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филоло- гический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко- культурный контекст и контекст творчества поэта, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историкои теоретико- литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирическое произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет- ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в ли- рическом произведении, с учётом авторской позиции. Владеть комплексным филологическим анализом поэтического текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко- культурный контекст и контекст творчества поэта, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основепрочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных на- правлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектноисследовательской деятельности историкои теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева ”Ася“». (3 ч) Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлятьих планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и Интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Характеризовать героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве. Владеть умениями учеб- ной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов М. Е. Салтыков- Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, Щедрин. Роман- выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и хроника статью учебника, составлятьих планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы «История одного о писателе, а так- же об истории создания произведения с использованием города» (не менее справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и четырёх глав по участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. выбору). Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой Например, главы принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя «О корени терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать происхождения сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые глуповцев», проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе «Опись используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, градоначальникам» заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. , Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. «Органчик», Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со «Подтверждение словарями и справочной литературой. Определять историко- культурный контекст покаяния» и др. и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем Сказки (не менее написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими трёх по выбору). произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных Например, видах искусств (графика,живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, «Пропала совесть», рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и «Мед- ведь на редактирования текстов. Создавать собственные литературно- критические воеводстве», произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания «Карасьоб идеалист», основных направлениях литературной критики. Работать с разными «Коняга» и др. (7 ч) информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Ф. М. Дос тоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон смешного чел овека», «И диот», «Подросток» и др. (18 ч) Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллекивном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейноэмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного тек- ста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов Л. Н. Толстой. Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, Роман-эпопея выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и «Война и мир». статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую Рассказы, повести и таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о романы (одно писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной произведение по литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в выбору). коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать Например, литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в рассказы из цикла единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат «Севастопольские современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейнорассказы», эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение «Смерть Ивана к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять Ильича», неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном «Анна Каренина» и произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ др. (20 ч) художественного тек- ста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литера- туры, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико- литературного характера, в том числе создания медиапроектов Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору). Например, «Оча рованный стран ник», «Однодум», «Туп ейный худо жник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.(3 ч) А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти повыбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлятьих планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и Интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном про- изведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко- культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литера- туры, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно- критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и «О любви», «Попрыгунья», « Душечка», « Дом с мезонином» и др. Комедия «Вишнёвыйсад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (одно произведение по выбору) (16 ч) содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учётом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко- культурные Литература народов России (1 ч) Зарубежная тура (4 ч) литера- Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например, стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К. Хетагурова и др. (1 ч Зарубежная проза второй поло- вины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Напри мер, произв едения Ч. Диккенса «Дэвид комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно- критические произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать героев, идейноэмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним. Составлять лексические и историкокультурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы на основе диалога культур. Письменно отвечать на проблемный вопрос, используя различные приёмы цитирования и редактирования текстов. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в Копперфилд», «Большие надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя «Творчество», Г. де Мопассана «Милый друг» и др. (2 ч) Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др.(1 ч) Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана Перед восходом солнца», «Одинокие», Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др. (1 ч) коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейноэмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своё отношение к ним, художественные средства изображения. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять варианты перевода произведений (или фрагментов) на русский язык, а также текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать отзывы, аннотации, рецензии и редактировать собственные работы. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов