РП литература 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Руководитель МО
_______Е.В.Яручик
Протокол № 01
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_______ Казицина В.В.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ
специализированная школа№2
_____________ Овчаренко Н.А.
приказ № ______
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Литература

Класс
Уровень образования
Программа, на базе
которой составлена
рабочая программа
Уровень изучения
предмета

11 класс
Основное общее образование
в соответствии с ФГОС ООО II поколения
Федеральная образовательная программа основного общего
образования,
(Утверждена
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371)
базовый

Количество часов в год

102 часа

Количество часов в
неделю
Срок реализации рабочей
программы

3 часа
1 год
2023/2024 учебный год

Составители: ШМО учителей русского языка и литературы

Феодосия, 2023

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе:
 Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по
литературе (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№2/16-з)
 Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочая
программа по литературе под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. «Литература. 11
класс. Базовый уровень» (Издательство «Русское слово», 2017)
В соответствии с:
 Учётом требований Федерального компонента государственного образовательного
стандарта среднего образования;
 ООП МБОУ «Специализированная школа №2 им. Д.И. Ульянова с углублённым
изучением английского языка г. Феодосии Республики Крым»
 УП МБОУ «Специализированная школа №2 им. Д.И. Ульянова с углублённым
изучением английского языка г. Феодосии Республики Крым»
Базисный план отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа (3 часа в неделю).
Данная программа ориентирована на работу с учебником С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: В 2-х
частях М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014 г. Инновационная школа).
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу учебного года обучающиеся должны научиться самостоятельно читать,
воспринимать, анализировать, истолковывать и оценивать программные художественные
произведения с соответствии с Требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы ФГОС среднего (полного) общего образования , и эти результаты
как перечень умений будут совершенствоваться в выпускном классе.
Изучение литературы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов
развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о литературе как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее
значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию;
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- умение работать с художественным текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять литературоведческую терминологию;
- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведении.
Результатамиизучения предмета «Литература»являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любвии уважения к
Отечеству, его языку, культуре;
-устойчивый познавательный интереск чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественных произведений,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения, тексты учебника.
Результатами являются следующие:
1)
в
познавательной
сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX
вв.,
литературы
народов
России
и
зарубежной
литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения
(элементы
филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2)
в
ценностно-ориентационной
сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление
их
с
духовно-нравственными
ценностями
других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•
понимание
авторской
позиции
и
свое
отношение
к
ней;
3)
в
коммуникативной
сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное
восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести
диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные
и
общекультурные
темы;
4)
в
эстетической
сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие
произведений
литературы;
формирование
эстетического
вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:
Знать//понимать:
 Образную природу словесного искусства.
 Содержание изученных литературных произведений.
 Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
 Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений.
 Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
 Воспроизводить содержание литературного произведения.
 Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения.
 Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить
произведение с литературным направлением эпохи.
 Определять род и жанр произведения.
 Сопоставлять литературные произведения.
 Выявлять авторскую позицию.
 Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения.
 Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
 Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров по изученным
произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.
 Анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять
авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную
оценку произведению.
 Определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику
литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений;
привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста.
 Самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка.
 Участия в диалоге или дискуссии.
 Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости.
 Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Введение
Сложность и самобытность русской литературы 20 века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской

культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» ( разделение на советскую и эмигрантскую
литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики 20
века, рождения «людей эпох», переживших свое время. Реалистические традиции и
модернистские искания в литературе и искусстве.
И.А. Бунин
Стихотворения «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной», «Христос воскрес!
Опять с зарею...» и др. Живописность, напевность, философская и психологическая
насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и
лаконизм детали (для самостоятельного анализа).
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый
понедельник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема
«закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей
красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и
нерушимых ценностей.
М. Горький
Рассказ «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в
горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд.
Пьеса «На дне». Философско-эстётическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о
правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в
разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
А.И. Куприн
Повесть «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести.
Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком.
Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной»
любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в
психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Серебряный век русской поэзии
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».
Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов
лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные
направления в русской поэзии начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К Фофанова, К.
Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтовсимволистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной
выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов,
К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал»,
«Грядущие гунны» и др.
В. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое
единство лирики Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе
поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной» свободы революции.
К. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», «Челн томленья»,
«Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии
Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность,

богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой»
стихотворений Бальмонта.
Смысл поэзии И. Анненского
Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная
цикада», «Старые эстонки» и др. Поэзия Анненского как необходимое звено между
символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики Анненского.
Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и
чуткость к «шуму повседневности» в поэзии Анненского.
А. Блок
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы»,
«Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу
безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. Романтический образ
«влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований
художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта
о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в
поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала поэмы
«Двенадцать».
Преодолевшие символизм
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма.
Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова
и его программное значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и
«новокрестьянских» поэтов в образно-стилистическое богатство русской поэзии 20 века.
Взаимовлияние символизма и реализма.
Лирика Н. С. Гумилева
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай», «Шестое чувство» и др. Герой-маска в ранней поэзии Н. Гумилева. «Муза дальних
странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит
«лирического эпоса» Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике
поэта.
Поэзия А. Ахматовой
Стихотворения «Мне голос был…», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические
рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва»,
«Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная
земля» и др. Психологическая глубина и яркость любовной лирики Ахматовой. Тема творчества
и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в
исповедальной лирике Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство
«личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная
функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Лирика М. Цветаевой
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из
камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска
по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя
твое - птица в руке...») и др. Уникальность поэтического голоса Цветаевой, ее поэтического

темперамента. Поэзия Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя
самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской
лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в
творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Творчество А. Аверченко
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши
Черного. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и
эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе
приемов комического.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и
публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Окаянные дни» И.
Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького и др.). Литературные группировки, возникшие
после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм,
«Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской
части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова,
М. Цветаевой, А Аверченко и др.). Тема Родины и революции в произведениях писателей
«новой волны» («Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М.
Шолохова и др.). Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Развенчание идеи
«социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая
проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического
сказа М. Зощенко (рассказы 20-х годов).
Творчество В. Маяковского
Стихотворения «А вы могли бы?.,»; «Ночь», «Нате», «Послушайте», «Скрипка и немножко
нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка»,
«Юбилейное» и др.. Тема поэта и толпы в лирике Маяковского. Город как «цивилизация
одиночества» в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.
Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Специфика
традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Творчество С. Есенина
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...»,;;«Чую радуницу божью...», «Над темной
прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты
моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др.
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике
поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в
поэзии Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как
основные черты есенинской поэтики.
Поэма «Анна Снегина». Соотношение лирического и эпического начал в поэме «Анна
Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души
как главная тема позднего Есенина.
Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство
оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизация власти:

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М.
Исаковского (символический образ России-Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М.
Светлова, М. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда. Человеческий и творческий
подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павки Корчагина в
романе «Как закалялась сталь» ;
Тема коллективизации в литературе. М. Шолохов «Поднятая целина».
Эмигрантская ветвь русской литературы в 30-е годы. О. Мандельштам. Стихотворения
«Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…»,
«Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…». Истоки поэтического творчества.
Близость к акмеизму. Историческая тема в творчестве Мандельштама. Осмысление времени и
противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
Творчество А.Н. Толстого
Роман «Петр Первый». Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в
ранней прозе А. Толстого. Углубление образа Петра в романном освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы власти и
народа, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и
стилистико-языковое своеобразие романа.
Творчество М. Шолохова
Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.
«Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе.
Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и
святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной
системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова,
отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое
своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике
шолоховского романа-эпопеи.
Творчество М. Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной
философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образнокомпозиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова. Неразрывность связи любви и творчества в
проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Творчество Б. Пастернака
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В
больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»,
«Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Пастернака. Неразрывность связи
человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской
концепции Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем
творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе. Фигура
Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя,
его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго»
как финальный лирический аккорд повествования.
Творчество А. Платонова

Рассказы «Июльская гроза», «Возвращение», «Фро», роман «Котлован».
Оригинальность, самобытность художественного мира А. Платонова. Тип платоновского героя
- мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в
прозе писателя. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной
«всеобщего счастья».
Литература периода Великой Отечественной войны
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен
войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.). Лирика военных
лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А.
Суркова, А. Фатьянова. Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын»
П. Антокольского, «Василий Теркин» А. Твардовского и др.). Проза о войне. В. Некрасов «В
окопах Сталинграда» и др.
Творчество А. Твардовского
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный
цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь,
доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. Доверительность и теплота лирической
интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического
эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в
произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти». Поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и
будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная
высота позиции автора.
Литературный процесс 50-х-80-х годов:
Осмысление Великой Победы в 40-е - 50-е годы 20 века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М.
Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Проза советских писателей, выходящая за рамки
нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский
лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.)
«Оттепель» 1953-1964 годов - рождение нового типа литературного движения. Новый
характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В
Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов писателя» в повести. Яркость и точность авторского
бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича,
черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. В.М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик»,
«Миль пардон. Мадам», «Срезал» и др. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».
Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе Шукшина. Сочетание
внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя.
Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Взаимоотношения
человека и природы в повести В. Астафьева «Царь-рыба». Нравственное величие русской
женщины в повести В. Распутина «Последний срок».
Нравственно-философская проблематика и художественные особенности прозы Ю. Трифонова
(«Обмен»), драматургии А. Вампилова («Старший сын»).
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е.
Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова
и др.
Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б.
Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Новейшая русская проза и поэзия 80-х - 90-х годов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации
(экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Проза с
реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших
проявлениях в прозе Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая
проза Л. Петрушевской, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданнонегаданно» В. Распутина как рассказы- предостережения, «пробы» из мутного потока времени.
«Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В.
Токаревой и др.
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие
течений и школ «новейшей» словесности («другая»; литература, «андеграунд», «артистическая
проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.). Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как
воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и
«фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы
Раздел 3. Тематическое планирование
Табличное представление тематического планирования
Тема

Кол-во
часов

Из них
Контр. Контр. Контр. Вн. Р. р.
кл. соч. дом.
работа чт.
соч.

1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.

Введение.
Из литературы рубежа XIX и ХХ веков
Серебряный век русской поэзии
Октябрьская революция и литературный
процесс 20-х годов
Литературный процесс 30-х-начала 40-х
годов
Литература периода Великой
Отечественной войны
Литературный процесс 50-80-х годов
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х
годов
Итоговый контроль. Систематизация и
обобщение.

2
15
23
14

1

21

1

ИТОГО

102

1

2
2

3
4
3

1

1

7

1

3

4
18
1

1

4

1
3

2

1

1
6

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».