РП родной русский язык 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Руководитель МО
_______Е.В.Яручик
Протокол № 01
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_______ Казицина В.В.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ
специализированная школа№2
_____________ Овчаренко Н.А.
приказ № ______
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Родной язык (русский )

Класс
Уровень образования
Программа, на базе
которой составлена
рабочая программа
Уровень изучения
предмета

9 класс
Основное общее образование
в соответствии с ФГОС ООО II поколения
Федеральная образовательная программа основного общего
образования,
(Утверждена
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370)
базовый

Количество часов в год

17 часов

Количество часов в
неделю
Срок реализации рабочей
программы

0,5 час
1 год
2023/2024 учебный год

Составители: ШМО учителей русского языка и литературы

Феодосия, 2023

Пояснительная записка
. Рабочая программа к учебному пособию по родному русскому языку для 9 класса
(авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н.
Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых)
разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному
предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования. Рабочая программа по учебному предмету
«Родной русский язык. 9 класс» составлена на основе следующих нормативных
документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); - Закон
Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); - приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577); - Примерная программа по учебному предмету «Родной русский язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренная Решением федерального учебно - методического
объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года №2/18. Примерные рабочие программы. Родной русский язык. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. Организаций. под ред. О. М. Александровой.– М. : Просвещение,
2020. - Учебник: Родной русский язык. 9 класс. Авторы: О.М. Александрова, О.В.
Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г.
Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. М.: «Просвещение», 2021 г. Рабочая
программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Родной русский язык», входящему в образовательную область «Родной
язык и родная литература». Программа устанавливает требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования по
русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Родной русский язык».
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык»
в 9 классе.
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально - культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов,
включающих:
1) умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и
составлять алгоритм их выполнения;
2) умение планировать действия, выбирать наиболее эффективные способы и
необходимые ресурсы для выполнения задания;
3) умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по
ходу её выполнения; понимать и адекватно оценивать возникшую проблему и
эффективно её решать;
4) владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение организовывать совместную работу с одноклассниками и учителем;
работать индивидуально и в группе; с уважением относиться к позиции других
участников совместной деятельности; активно и заинтересованно участвовать в
обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем;
эффективно разрешать конфликты; аргументированно отстаивать своё мнение;
6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении поставленных задач;
7) умение воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
преобразовывать полученную информацию для выполнения задания;
8) умение создавать письменный текст с использованием разных типов речи,
монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно,
последовательно и точно излагать свою точку зрения;
9) владение навыками ориентирования в различных источниках информации,
критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных
источников.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная
литература" должны отражать: 1) совершенствование видов речевой деятельности
(аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность. Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов
способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся: • выявление
специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского
родного языка в процессе углублённой работы с текстом; • определение нравственных
ценностей русского народа, нашедших выражение в языковой картине мира в
сопоставлении с языками других народов; • подготовка устных высказываний с
использованием теоретических и дополнительных материалов и упражнений
учебника; • работа со словарями разных типов; • редактирование текста; • работа с
интернет-сайтами, поддерживаемыми научными институтами и музеями; • работа в
«творческих группах»; • сопоставление произведений разных видов искусства; •
письменные ответы на проблемные вопросы, составление планов, написание
сочинений разных жанров, высказывания на заданную тему; • доклады, сообщения,
исследовательские и проектные задания и др.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Родной русский язык».
Раздел 1. Язык и культура (5 ч). Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры,
их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –рождение
новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (7 ч) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные
лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая
избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно,
вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех
же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом

двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение
частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие нетикета. Этикет интернет - переписки. Этические нормы, правила этикета
интернет - дискуссии, интернет - полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения
. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица
языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные
разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль.
Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный
стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический
стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в
художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Учебно–тематический план

№ по порядку

Название раздела

1
2
3

Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность

Количество
часов
5
7
5
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».