МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО _______Е.В.Яручик Протокол № 01 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора _______ Казицина В.В. «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МБОУ специализированная школа№2 _____________ Овчаренко Н.А. приказ № ______ от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Родной язык (русский ) Класс Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета 9 класс Основное общее образование в соответствии с ФГОС ООО II поколения Федеральная образовательная программа основного общего образования, (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370) базовый Количество часов в год 17 часов Количество часов в неделю Срок реализации рабочей программы 0,5 час 1 год 2023/2024 учебный год Составители: ШМО учителей русского языка и литературы Феодосия, 2023 Пояснительная записка . Рабочая программа к учебному пособию по родному русскому языку для 9 класса (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых) разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Рабочая программа по учебному предмету «Родной русский язык. 9 класс» составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); - Примерная программа по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года №2/18. Примерные рабочие программы. Родной русский язык. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций. под ред. О. М. Александровой.– М. : Просвещение, 2020. - Учебник: Родной русский язык. 9 класс. Авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. М.: «Просвещение», 2021 г. Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной русский язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родной русский язык». Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 9 классе. Личностные результаты: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих: 1) умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и составлять алгоритм их выполнения; 2) умение планировать действия, выбирать наиболее эффективные способы и необходимые ресурсы для выполнения задания; 3) умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимать и адекватно оценивать возникшую проблему и эффективно её решать; 4) владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) умение организовывать совместную работу с одноклассниками и учителем; работать индивидуально и в группе; с уважением относиться к позиции других участников совместной деятельности; активно и заинтересованно участвовать в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем; эффективно разрешать конфликты; аргументированно отстаивать своё мнение; 6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач; 7) умение воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания; 8) умение создавать письменный текст с использованием разных типов речи, монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; 9) владение навыками ориентирования в различных источниках информации, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников. Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся: • выявление специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в процессе углублённой работы с текстом; • определение нравственных ценностей русского народа, нашедших выражение в языковой картине мира в сопоставлении с языками других народов; • подготовка устных высказываний с использованием теоретических и дополнительных материалов и упражнений учебника; • работа со словарями разных типов; • редактирование текста; • работа с интернет-сайтами, поддерживаемыми научными институтами и музеями; • работа в «творческих группах»; • сопоставление произведений разных видов искусства; • письменные ответы на проблемные вопросы, составление планов, написание сочинений разных жанров, высказывания на заданную тему; • доклады, сообщения, исследовательские и проектные задания и др. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Родной русский язык». Раздел 1. Язык и культура (5 ч). Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (7 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет - переписки. Этические нормы, правила этикета интернет - дискуссии, интернет - полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения . Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Учебно–тематический план № по порядку Название раздела 1 2 3 Язык и культура Культура речи Речевая деятельность Количество часов 5 7 5 17