РП родная литература 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Руководитель МО
_______Е.В.Яручик
Протокол № 01
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_______ Казицина В.В.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ
специализированная школа№2
_____________ Овчаренко Н.А.
приказ № ______
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Родная литература (русская)

Класс
Уровень образования
Программа, на базе
которой составлена
рабочая программа
Уровень изучения
предмета

9 класс
Основное общее образование
в соответствии с ФГОС ООО II поколения
Федеральная образовательная программа основного общего
образования,
(Утверждена
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370)
базовый

Количество часов в год

17 часов

Количество часов в
неделю
Срок реализации рабочей
программы

0,5 час
1 год
2023/2024 учебный год

Составители: ШМО учителей русского языка и литературы

Феодосия, 2023

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по родной литературе для учащихся 9-х классов составлена составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в действующей редакции), с использованием материалов Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; авторской программы
В.И.Александровой, В.П.Журавлёва и др. (Литература. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией В.И. Александровой. М.: Просвещение, 2014), на основе Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Специализированная
школа№2 с углубленным изучением английского языка г. Феодосии»
Тематическое планирование рассчитано на 0,5 учебного часа в неделю (17 часов в год)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
литература»
Личностные результаты
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей
и
моральных
качеств
личнос

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную
в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот:
по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
 аргументировать свою точку зрения;
 задавать вопросы.
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 владеть различными видами пересказа,
 пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопе-диями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поиска вИнтернете.

Содержание учебного предмета «Родная литература»
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А.
Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
5

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная
война Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..


Тематическое планирование
Кол-во часов

Содержание
Россия- Родина моя
Русские традиции

7
4

Русский характер-русская душа

6
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».