МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет биология Класс 5-7 основное общее образование Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета в соответствии с ФГОС ООО III поколения Федеральная образовательная программа (ФОП) основного общего образования, (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370) базовый Количество часов в год 34 часа Количество часов в неделю 1 час 3 года Срок реализации рабочей программы 2023/2026 учебный год Составитель: Белоусова И.В., учитель биологии Феодосия, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по биологии для обучающихся 5-7 классов на уровне основного общего образования составлена на основе : - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287; Федеральной образовательной программы основного общего образования, (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372) - основной образовательной программы МБОУ специализированная школа №2 -требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФОП ООО (III поколения), а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФОП ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии. Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются: формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья; формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека; формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач: приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются: формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья; формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека; формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 класс 1. Биология — наука о живой природе Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет). 2. Методы изучения живой природы Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Лабораторные и практические работы 1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. 2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними. 3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. 3. Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека. Лабораторные и практические работы 1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). 2. Ознакомление с принципами систематики организмов. 4. Организмы и среда обитания Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Лабораторные и практические работы Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение). 5. Природные сообщества Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). 2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. 6. Живая природа и человек Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. Практические работы Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории. 6 класс 1. Растительный организм Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений. Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения. Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей. Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой. Лабораторные и практические работы 1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи. 2. Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов). 3. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии Ознакомление в природе с цветковыми растениями. 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма Питание растения Корень — орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника. Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист — орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Лабораторные и практические работы 1. Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. 2. Изучение микропрепарата клеток корня. 3. Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и др.). 4. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях). 5. Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах) Дыхание растения Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом. Лабораторные и практические работы Изучение роли рыхления для дыхания корней. Транспорт веществ в растении Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и хозяйственное значение. Лабораторные и практические работы 1. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении. 2. Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате). 3. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине. 4. Исследование строения корневища, клубня, луковицы. Рост растения Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов. Лабораторные и практические работы 1. Наблюдение за ростом корня. 2. Наблюдение за ростом побега. 3. Определение возраста дерева по спилу. Размножение растения Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков. Лабораторные и практические работы 1. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.). 2. Изучение строения цветков. 3. Ознакомление с различными типами соцветий. 4. Изучение строения семян двудольных растений. 5. Изучение строения семян однодольных растений. 6. Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт. Развитие растения Развитие цветкового растения. Основные периоды развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений. Лабораторные и практические работы 1. Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха). 2.Определение условий прорастания семян. 7 КЛАСС (в 2023-24 учебном году 32 часов) 1. Систематические группы растений Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии. Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека. Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека. Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека. Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения. Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе). Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком. Лабораторные и практические работы. №1.Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы). Демонстрационно №2.Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса). Демонстрационно №3.Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). Демонстрационно №4.Изучение внешнего строения папоротника. Демонстрационно №5.Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы). Демонстрационно №6.Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. №7.Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах. №8.Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек. 2. Развитие растительного мира на Земле Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения. Экскурсии или видеоэкскурсии. Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей). 3. Растения в природных сообществах Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения. Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон Земли. Флора. 4. Растения и человек Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного мира. Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение сельскохозяйственных растений региона. Изучение сорных растений региона. 5. Грибы. Лишайники. Бактерии Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны). Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие). Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами. Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности). Лабораторные и практические работы. №9.Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов. Демонстрационно. №10.Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах). Демонстрационно №11.Изучение строения лишайников. Демонстрационно №12.Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах). Демонстрационно ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки; 3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии; 4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; 7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс — характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы; — перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5); — приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии; — иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение; — применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; — различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные; — проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов; — раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземновоздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания; — приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах; — выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ; — аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы; — раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; — демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства; — выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов); — применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов; — владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; — соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; — использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета; — создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии. 6 кл — характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой; — приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях; — применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; — описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями; — различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; — характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм; — сравнивать растительные ткани и органы растений между собой; — выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; — характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых); — выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений; — классифицировать растения и их части по разным основаниям; — объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека; биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов; хозяйственное значение вегетативного размножения; — применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений; — использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; — соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; — демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, географии, технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства; — владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; - создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии. Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 7 классе: характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые); приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях; применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям; выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений; определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки; выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников; проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану, делать выводы на основе сравнения; описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле; выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений; характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли; приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека, понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли; раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по математике, физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства; использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся. 5 класс ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов № Наименование Количество часов Виды Электронные Деятельность учителя с всего п/ разделов и тем деятельнос (цифровые) п программы ти образователь учетом рабочей КР ЛР ные ресурсы программы воспитания 1. Биология — наук а о живой природе 4 активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; ответственно е отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенически х правил, сбалансирова нный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; РЭШ https://resh.edu .ru/subject/less on/61/ наука о живой природе Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; 2. Методы 6 изучения живой п рироды 3 готовность к участию в практической деятельности экологической направленнос ти РЭШ https://resh.edu .ru/subject/less on/54/ методы изучения орга низмов Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся 3. Организмы тела живой приро ды 7 3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающе й среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологиче ской и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленност и РЭШ https://resh.edu .ru/subject/less on/48/ живой организм Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; 4. Организмы и 5 1 РЭШ https://resh.edu .ru/subject/less on/1019/ организм и среда обитания Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; 7 2 активное неприятие действий, приносящих вред окружающе й среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологиче ской и социальной сред; готовность к участию в практическо й деятельност и экологическ ой направленн ости. осознание своей роли как гражданина и потребителя РЭШ https://resh.edu .ru/subject/less on/1064/ Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту среда обитания 5. Природные сооб щества в условиях взаимосвязи природной, технологиче ской и социальной сред; природные сообщества изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; осознание своей роли как граждани на и потребите ля в условиях взаимосвя зи природно й, технологи ческой и социально й сред; РЭШhttps://res h.edu.ru/subjec t/lesson/562/?y sclid=l6kqvh3 khv68486627 Как человек изменил Землю Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; . 6. 4 1 Живая природа и человек Резервное время Общее количество часов по программе 1 34 1 8 5 класс ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Виды, формы контроля всего контроль практиче План/факт ные работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Понятие о жизни. Признаки живого. Живая и неживая природа - единое целое. Биология - система наук о живой природе. Профессии, связанные с Кабинет биологии. биологией. Правила поведения и работы в кабинете. Научные термины, понятия, символы. Источники биологических Научные знаний. методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, ЛР №1. "Изучение измерение, лабораторного классификация. оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. ЛР № 2 Правила работысс "Ознакомление оборудованием в устройством лупы, школьном светового кабинете". микроскопа, правила работы с ними". Дата ские работы 1 0 0 05.09 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 12.09 Устный опрос; 1 0 0 19.09 Устный опрос; 1 0 0 26.09 Письменный контроль; 1 0 0 03.10 Письменный контроль; 1 0 1 10.10 Письменный контроль; Практическая работа; 1 0 1 17.10 Письменный контроль; Практическая работа; ДЗ 8. ЛР №3 "Ознакомление 1 с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа. 0 1 24.10 Письменный контроль; Практическая работа; 9. Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. 0 0 07.11 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 0 14.11 1 10. Обобщение "Биология и 1 ее методы изучения живых организмов". 11. Понятие об организме. Доядерные и ядерные 12. Клетка организмы. наименьшая единица строения и жизнедеятельнос 13. Лабораторная ти организмов. работа №4 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата) ". Тестирование 1 0 0 21.11 Устный опрос; 1 0 0 28.11 Устный опрос; 1 0 1 05.12 Письменный контроль; Практическая работа; 1 0 0 12.12 Устный опрос; 15. Клетки, ткани, органы, 1 0 0 19.12 Устный опрос; Письменный контроль; 14. Одноклеточные и многоклеточные организмы. системы органов. 26.12 16. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. 17. Разнообразие 1 организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. ЛР№5 "Ознакомление с принципами систематики организмов". 18. Обобщение по теме "Организмы - тела живой природы". 1 19. Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная среды обитания. 1 Особенности сред и приспособления к средам обитания. 0 1 09.01 0 16.01 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; 0 0 23.01 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 20. Понятие о среде обитания. 1 0 0 30.01 Устный опрос; Письменный контроль; 0 1 06.02 Письменный контроль; Практическая работа; Почвенная и внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред и приспособления к средам 21. обитания. ЛР №6 "Выявление 1 приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)". 22. Сезонные изменения в жизни организмов. 1 0 0 13.02 Устный опрос; Письменный контроль; 23. Экскурсия или видеоэкскурсия Растительный и животный мир родного края (краеведение). 1 0 0 20.02 Письменн ый контроль; 24. Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах 1 0 0 27.02 Самооценка с использовани ем«Оценочно го листа»; 25. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. 1 0 0 05.03 Устный опрос; 26. Производители, 1 потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. 0 0 12.03 Устный опрос; 0 0 26.03 Устный опрос; 1 0 1 02.04 Письменный контроль; Практическая работа; 1 0 0 09.04 Устный опрос; Самооценка с использовани ем«Оценочно го листа»; 30. Контрольная работа 1 №1 по теме "Организмы и среда обитания. Природные сообщества". 1 0 16.04 Контрольная работа; Тестировани е; 31. Влияние человека на живую природу в ходе истории. 1 0 0 23.04 Устный опрос; 32. Глобальные экологические проблемы в биосфере. 1 0 0 30.04 Устный опрос; 33. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга РФ. 1 0 0 07.05 Письменн ый контроль; 27. Искусственные 1 сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости. Роль в жизни человек. 28. Лабораторная работа №7 "Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)". 29. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. 34. Обобщающий урок по теме "Многообразие живой природы. Охрана природы". Резервный урок 1 0 14.05 0 21.05 Итог ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 ЛР- 7 Тестирование; 6 КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 1 2 3 Растительный организм Строение и многообразие покрытосеменн ых растений Жизнедеятельнос ть растительного организма Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Контроль Практи ные ческие работы работы Библиотека ЦОК 8 https://m.edsoo.r u/7f4148d0 Библиотека ЦОК 11 14 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы https://m.edsoo.ru/ 7f4148d0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f4148d0 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся 4 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 34 https://m.edsoo.ru/ 7f4148d0 1 14 6 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата изучени я Количество часов № п/п План/фак т Тема урока Всего Контро льные работы Практ ическ ие работ ы 05.09 1 Ботаника – наука о растениях 2 Общие признаки и уровни организации растительного организма 3 Споровые и семенные растения 4 Растительная клетка, ее изучение. ЛР№ 1 «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи» 5 Химический состав клетки. ЛР№2 «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении» 1 6 Жизнедеятельность клетки 1 7 Растительные ткани, их функции. ЛР№ 3 «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)» Электронные цифровые образовательн ые ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d0af2 12.09 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d0c82 19.09 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d0de0 26.09 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d0fde 03.10 1 10.10 17.10 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d115a ДЗ 8 Органы растений. ЛР№ 4 «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений)» 9 Строение семян. ЛР №5 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» 10 Виды корней и типы корневых систем. ЛР № 6 «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня» 11 Видоизменение корней 12 Побег. Развитие побега из почки. ЛР№ 7 «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)» 13 Строение стебля. ЛР№ 8 «Рассматривание микроскопического строения ветки 24.10 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d12ae 07.11 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d3cca 14.11 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d1402 21.11 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d197a 28.11 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d1c90 05.12 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d28ca дерева (на готовом микропрепарате)» 14 Внешнее и внутреннее строение листа. ЛР№9 «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях)». 15 Видоизменения побегов. ЛР№10 «Исследование строения корневища, клубня, луковицы» 16 Строение и разнообразие цветков. ЛР№ 11 «Изучение строения цветков» 12.12 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d1e98 19.12 1 1 https://m.edsoo.r u/863d2c08 26.12 1 1 Соцветия. 1 Плоды 19 Распространение плодов и семян в природе 20 Обмен веществ у растений 21 Минеральное питание растений. Удобрения 1 Фотосинтез. 23.01 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d3b4e 30.01 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d2550 06.02 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d3b4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d1b00 13.02 22 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d3842 16.01 18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d3842 09.01 17 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d2028 23 Роль фотосинтеза в природе и жизни человека 20.02 1 https://m.edsoo.r u/863d2028 27.02 24 Дыхание корня. 1 Лист и стебель как органы дыхания 26 Транспорт веществ в растении. ЛР№ 12 «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине» 1 27 Выделение у растений. Листопад 1 28 Прорастание семян. ЛР№13 «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт». «Определение условий прорастания семян» 29 Рост и развитие растения. ЛР№ 14 «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)» 1 30 Размножение растений и его значение 1 31 Опыление. Двойное оплодотворение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d21c2 05.03 25 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d2320 12.03 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d2c08 26.03 02.04 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d3cca 09.04 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d2fb4 16.04 23.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d3842 32 Образование плодов и семян КР№1 33 Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1 «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)» 34 Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности растительного организма ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 30.04 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/863d39c8 07.05 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/863d34d2 14.05 1 34 1 14+1 21.05 -резерв Тематическое планирование 7 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 1 Систематические группы растений 2 Развитие растительного мира на Земле 3 Растения в природных сообществах 4 Растения и человек 5 Грибы. Лишайники. Бактерии ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контро льные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практи ческие работы Библиотека ЦОК 19 https://m.edsoo.ru/7f4 16720 Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f4 16720 Библиотека ЦОК 3 https://m.edsoo.ru/7f4 16720 Библиотека ЦОК 3 1 https://m.edsoo.ru/7f4 16720 Библиотека ЦОК 7 34 https://m.edsoo.ru/7f4 16720 1 ЛР-13 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № Тема урока п/п Всего 1 Многообразие организмов и их классификация 2 Систематика растений 3 Низшие растения. Общая характеристика водорослей. ЛР№ 1 «Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы)» 4 Низшие растения. Зеленые водоросли. ЛР №2 «Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса)» 5 Низшие растения. Бурые и красные водоросли 6 Высшие споровые растения Дата Электронные изучени цифровые я образовательны План/факт е ресурсы Контрол ьные работы Практи ческие работы 07.09 1 14.09 1 1 1 1 1 1 1 21.09 28.09 05.10 12.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4314 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d449a Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d46a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4832 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d499a Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4fc6 ДЗ 7 Общая характеристика и строение мхов. ЛР № 3 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)» 8 Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека 9 Общая характеристика папоротникообразн ых 10 Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. ЛР№ 4 «Изучение внешнего строения папоротника » 11 Размножение и цикл развития папоротникообразн ых. Значение папоротникообразн ых в природе и жизни человека 12 Общая характеристика хвойных растений. ЛР№ 5 «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)» 1 1 26.10 1 09.11 1 1 1 16.11 23.11 1 1 19.10 1 30.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4b02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4e5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d4fc6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d512e Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d5282 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d55a2 13 Значение хвойных растений в природе и жизни человека 14 Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. ЛР№ 6 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» 15 Классификация и цикл развития покрытосеменных растений 16 Семейства класса двудольные. ЛР№7 «Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые) на гербарных и натуральных образцах» 17 Семейства класса двудольные ЛР№ 8 «Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) на гербарных и натуральных образцах» 07.12 1 1 1 14.12 21.12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d5714 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d5868 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d5a02 Библиотека ЦОК 1 1 28.12 https://m.edsoo .ru/863d5b88 https://m.edsoo .ru/863d5dae https://m.edsoo .ru/863d5f20 https://m.edsoo .ru/863d607e https://m.edsoo .ru/863d61e6 Библиотека ЦОК 1 1 11.01 https://m.edsoo .ru/863d5b88 https://m.edsoo .ru/863d5dae https://m.edsoo .ru/863d5f20 https://m.edsoo .ru/863d607e https://m.edsoo .ru/863d61e6 18 Характерные признаки семейств класса однодольные. ЛР№ 9 «Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах» 19 Культурные представители семейств покрытосеменных, их использование человеком 20 Эволюционное развитие растительного мира на Земле 21 Этапы развития наземных растений основных систематических групп 22 Растения и среда обитания. Экологические факторы 23 Растительные сообщества 24 Структура растительного сообщества 25 Культурные растения и их происхождение. Культурные Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 https://m.edsoo .ru/863d5b88 https://m.edsoo .ru/863d5dae https://m.edsoo .ru/863d5f20 https://m.edsoo .ru/863d607e https://m.edsoo .ru/863d61e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d634e Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d651a Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d668c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d67ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d695c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d695c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d6cc2 растения сельскохозяйственн ых угодий Библиотека ЦОК 26 Растения города. Декоративное цветоводство. Охрана растительного мира 27 Бактерии доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. ЛР№10 «Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах)» 28 Роль бактерий в природе и жизни человека 29 Грибы. Общая характеристика 30 Шляпочные грибы. ЛР№11 «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах)» 31 Плесневые и дрожжи. ЛР№12 «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов» 1 1 25.04 32 Грибы -паразиты растений, 1 1 16.05 14.03 1 28.03 1 1 1 04.04 11.04 1 18.04 1 https://m.edsoo .ru/863d6e2a https://m.edsoo .ru/863d6f88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d75f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d75f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d70e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d70e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d72b2 Библиотека ЦОК животных и человека https://m.edsoo .ru/863d72b2 Лишайники комплексные организмы. ЛР№13 «Изучение строения лишайников» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 33 23.05 1 ЛР-13 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/863d7460