МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-научного цикла Руководитель МО _____ Ж.В.Покрищук Протокол № 01 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора __Казицина В.В. «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МБОУ специализированная школа№2 _____________ Овчаренко Н.А. приказ № ______ от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология Предмет Класс Уровень обучения Примерная программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета Количество часов в год Количество часов в неделю Срок реализации рабочей программы 8-9 класс Основное общее образование в соответствии с ФГОС ООО II поколения Примерная образовательная программа основного общего образования, (Утверждена приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 под № 1897) Базовый уровень 68 часов 2 часа 2023/2024 учебный год Составитель: Белоусова И. В., учитель биологии. Феодосия, 2023 Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также Примерной рабочей программы воспитания. Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии. Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются: формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья; формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека; формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач: приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС 1. Животный организм Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими науками и техникой. Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и другое. Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком, цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке. Деление клетки. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы органов животных. Организм – единое целое. Лабораторные и практические работы. Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и тканей животных. 2. Строение и жизнедеятельность организма животного Опора и движение животных. Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Мышечные движения у многоклеточных: полёт насекомых, птиц, плавание рыб, движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и другое). Рычажные конечности. Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у простейших. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение, замкнутая и сквозная пищеварительная система у беспозвоночных. Пищеварительный тракт у позвоночных, пищеварительные железы. Ферменты. Особенности пищеварительной системы у представителей отрядов млекопитающих. Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки. Жаберное дыхание. Наружные и внутренние жабры. Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей суши. Особенности кожного дыхания. Роль воздушных мешков у птиц. Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды. Спинной и брюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности строения незамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых. Круги кровообращения и особенности строения сердец у позвоночных, усложнение системы кровообращения. Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ. Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у плоских червей, выделительные трубочки и воронки у кольчатых червей. Мальпигиевы сосуды у насекомых. Почки (туловищные и тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных. Особенности выделения у птиц, связанные с полётом. Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение строения кожи у позвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты у животных. Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у одноклеточных животных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и другие таксисы). Нервная регуляция. Нервная система, её значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая (диффузная), стволовая, узловая. Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение головного мозга от рыб до млекопитающих. Появление больших полушарий, коры, борозд и извилин. Гуморальная регуляция. Роль гормонов в жизни животных. Половые гормоны. Половой диморфизм. Органы чувств, их значение. Рецепторы. Простые и сложные (фасеточные) глаза у насекомых. Орган зрения и слуха у позвоночных, их усложнение. Органы обоняния, вкуса и осязания у беспозвоночных и позвоночных животных. Орган боковой линии у рыб. Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение). Научение: условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение: пищевое, оборонительное, территориальное, брачное, исследовательское. Стимулы поведения. Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы. Внутриутробное развитие млекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место). Пупочный канатик (пуповина). Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз (развитие с превращением): полный и неполный. Лабораторные и практические работы. Ознакомление с органами опоры и движения у животных. Изучение способов поглощения пищи у животных. Изучение способов дыхания у животных. Ознакомление с системами органов транспорта веществ у животных. Изучение покровов тела у животных. Изучение органов чувств у животных. Формирование условных рефлексов у аквариумных рыб. Строение яйца и развитие зародыша птицы (курицы). 3. Систематические группы животных Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические категории животных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная номенклатура. Отражение современных знаний о происхождении и родстве животных в классификации животных. Одноклеточные животные – простейшие. Строение и жизнедеятельность простейших. Местообитание и образ жизни. Образование цисты при неблагоприятных условиях среды. Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека (образование осадочных пород, возбудители заболеваний, симбиотические виды). Пути заражения человека и меры профилактики, вызываемые одноклеточными животными (малярийный плазмодий). Лабораторные и практические работы Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её передвижением. Изучение хемотаксиса. Многообразие простейших (на готовых препаратах). Изготовление модели клетки простейшего (амёбы, инфузории-туфельки и другое.). Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Общая характеристика. Местообитание. Особенности строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма. Внутриполостное и клеточное переваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение (почкование). Половое размножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Коралловые полипы и их роль в рифообразовании. Лабораторные и практические работы. Исследование строения пресноводной гидры и её передвижения (школьный аквариум). Исследование питания гидры дафниями и циклопами (школьный аквариум). Изготовление модели пресноводной гидры. Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей. Паразитические плоские и круглые черви. Циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый человеку, сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению заражения паразитическими червями. Роль червей как почвообразователей. Лабораторные и практические работы. Исследование внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за реакцией дождевого червя на раздражители. Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовом влажном препарате и микропрепарате). Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на готовых влажных и микропрепаратах). Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение членистоногих. Многообразие членистоногих. Представители классов. Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании. Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы развития. Отряды насекомых: Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые и другие. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Насекомые-вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Меры по сокращению численности насекомыхвредителей. Значение насекомых в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы. Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других крупных насекомых-вредителей). Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций). Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и процессы жизнедеятельности, характерные для брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков. Черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы. Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки и другие). Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник). Подтип Черепные, или Позвоночные. Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям обитания. Отличия хрящевых рыб от костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Многообразие рыб, основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб. Лабораторные и практические работы. Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой). Исследование внутреннего строения рыбы (на примере готового влажного препарата). Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Местообитание пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Процессы жизнедеятельности. Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие пресмыкающихся. Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Приспособления птиц к полёту. Поведение. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции птиц, их изучение. Многообразие птиц. Экологические группы птиц (по выбору учителя на примере трёх экологических групп с учётом распространения птиц в регионе). Приспособленность птиц к различным условиям среды. Значение птиц в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы. Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере чучела птиц и набора перьев: контурных, пуховых и пуха). Исследование особенностей скелета птицы. Млекопитающие. Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Усложнение нервной системы. Поведение млекопитающих. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери). Плацентарные млекопитающие. Многообразие млекопитающих (по выбору учителя изучаются 6 отрядов млекопитающих на примере двух видов из каждого отряда). Насекомоядные и Рукокрылые. Грызуны, Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные. Приматы. Семейства отряда Хищные: собачьи, кошачьи, куньи, медвежьи. Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие млекопитающих родного края. Лабораторные и практические работы. Исследование особенностей скелета млекопитающих. Исследование особенностей зубной системы млекопитающих. 4. Развитие животного мира на Земле Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. Методы изучения ископаемых остатков. Реставрация древних животных. «Живые ископаемые» животного мира. Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение многоклеточных животных. Основные этапы эволюции беспозвоночных. Основные этапы эволюции позвоночных животных. Вымершие животные. Лабораторные и практические работы. Исследование ископаемых остатков вымерших животных. 5. Животные в природных сообществах Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ жизни. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном сообществе. Пищевые уровни, экологическая пирамида. Экосистема. Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна. 6. Животные и человек Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Животные сельскохозяйственных угодий. Методы борьбы с животнымивредителями. Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды животных. Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптация животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города. Безнадзорные домашние животные. Питомники. Восстановление численности редких видов животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения животного мира. 9 КЛАСС 1. Человек – биосоциальный вид Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа. Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. 2. Структура организма человека Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки. Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза. Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах). Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам). 3. Нейрогуморальная регуляция Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги. Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы. Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушение в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма. Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости. 4. Опора и движение Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая, мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Лабораторные и практические работы. Исследование свойств кости. Изучение строения костей (на муляжах). Изучение строения позвонков (на муляжах). Определение гибкости позвоночника. Измерение массы и роста своего организма. Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. Выявление нарушения осанки. Определение признаков плоскостопия. Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц. 5. Внутренняя среда организма Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты): радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по изучению иммунитета. Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение) на готовых микропрепаратах. 6. Кровообращение Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторные и практические работы. Измерение кровяного давления. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека. Первая помощь при кровотечениях. 7. Дыхание Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация. Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания. Лабораторные и практические работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания. 8. Питание и пищеварение Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И.П. Павлова. Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение. Лабораторные и практические работы. Исследование действия ферментов слюны на крахмал. Наблюдение действия желудочного сока на белки. 9. Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии. Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище. Нормы и режим питания. Рациональное питание – фактор укрепления здоровья. Нарушение обмена веществ. Лабораторные и практические работы. Исследование состава продуктов питания. Составление меню в зависимости от калорийности пищи. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. 10. Кожа Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях. Лабораторные и практические работы. Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти. Определение жирности различных участков кожи лица. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи. Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви. 11. Выделение Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение. Лабораторные и практические работы. Определение местоположения почек (на муляже). Описание мер профилактики болезней почек. 12. Размножение и развитие Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. Лабораторные и практические работы. Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит. 13. Органы чувств и сенсорные системы Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма. Лабораторные и практические работы Определение остроты зрения у человека. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате). Изучение строения органа слуха (на муляже). 14. Поведение и психика Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер поведения. Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение. Гигиена сна. Лабораторные и практические работы. Изучение кратковременной памяти. Определение объёма механической и логической памяти. Оценка сформированности навыков логического мышления. 15. Человек и окружающая среда Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях. Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения. Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки; 3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии; 4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; 7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 8 классе: характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой; характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию, основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, членистоногие, моллюски, хордовые); приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук о животных; применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология животных, этология, палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган животного, системы органов животного, животный организм, питание, дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение, размножение, партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм; сравнивать животные ткани и органы животных между собой; описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие; характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение; выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических групп; различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, простейших – по изображениям; выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих; выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения; классифицировать животных на основании особенностей строения; описывать усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле; выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических факторов для животных; выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи питания; устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах; характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения животных по планете; раскрывать роль животных в природных сообществах; раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека, роль промысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни, объяснять значение животных в природе и жизни человека; иметь представление о мероприятиях по охране животного мира Земли; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по математике, физике, химии, географии, технологии, предметов гуманитарного циклов, различными видами искусства; использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных, их органы и системы органов; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (3–4) источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся. Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 9 классе: характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой; объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, отличия человека от животных, приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей), родство человеческих рас; приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека; применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм; сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения; различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии; характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека; выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями, между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека; применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека; объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека; характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные программы поведения, особенности высшей нервной деятельности человека, виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов; различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека; выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения; аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей; владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры; использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего 1 Животный организм 4 2 Строение и жизнедеятельность организма животного 12 3 Основные категории систематики животных 1 4 Одноклеточные животные - простейшие 3 5 Многоклеточные животные. Кишечнополостные 2 6 Плоские, круглые, кольчатые черви 4 7 Членистоногие 6 8 Моллюски 2 9 Хордовые 1 Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практические работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 10 Рыбы 4 11 Земноводные 3 12 Пресмыкающиеся 3 13 Птицы 4 14 Млекопитающие 7 15 Развитие животного мира на Земле 4 16 Животные в природных сообществах 3 17 Животные и человек 3 18 Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 2 9 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Человек — биосоциальный вид 3 2 Структура организма человека 3 3 Нейрогуморальная регуляция 8 4 Опора и движение 5 5 Внутренняя среда организма 4 6 Кровообращение 4 7 Дыхание 4 8 Питание и пищеварение 6 9 Обмен веществ и превращение энергии 4 10 Кожа 5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практические работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c 11 Выделение 3 12 Размножение и развитие 5 13 Органы чувств и сенсорные системы 5 14 Поведение и психика 6 15 Человек и окружающая среда 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c Библиотека ЦОК Итог 1 https://m.edsoo.ru/7f41aa8c 24ЛР 68 2 3 Пр р-ты ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Дата изучения План/факт Количество часов № п/п Тема урока Всего Контро льные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Практи ческие работы Библиотека ЦОК 1 Зоология – наука о животных 1 04.09 https://m.edsoo.ru/863d774 4 2 Общие признаки животных. Многообразие животного мира 1 06.09 https://m.edsoo.ru/863d78a 2 3 Строение и жизнедеятельность животной клетки 1 11.09 https://m.edsoo.ru/863d7c2 6 4 Ткани животных. Органы и системы органов животных. ЛР№ 1 «Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и тканей животных» 1 1 13.09 https://m.edsoo.ru/863d7d9 8 5 Опора и движение животных. ЛР№2 «Ознакомление с 1 1 18.09 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d7f1 e ДЗ органами опоры и движения у животных» 6 Питание и пищеварение у простейших и беспозвоночных животных 7 Питание и пищеварение у позвоночных животных. ЛР№ 3 «Изучение способов поглощения пищи у животных» 8 Дыхание животных. ЛР№ 4 «Изучение способов дыхания у животных» 9 Транспорт веществ у беспозвоночных животных. ЛР№ 5 «Ознакомление с системами органов транспорта веществ у животных» 1 10 Кровообращение у позвоночных животных 1 Библиотека ЦОК 20.09 1 https://m.edsoo.ru/863d809 a Библиотека ЦОК 1 1 25.09 https://m.edsoo.ru/863d82c a Библиотека ЦОК 1 1 27.09 https://m.edsoo.ru/863d84f a Библиотека ЦОК 1 02.10 https://m.edsoo.ru/863d86c 6 04.10 https://m.edsoo.ru/863d885 6 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 11 Выделение у животных 1 12 Покровы тела у животных. ЛР№6 «Изучение покровов тела у животных» 1 13 Координация и регуляция жизнедеятельности у животных 09.10 https://m.edsoo.ru/863d89d 2 11.10 https://m.edsoo.ru/863d8d7 4 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 16.10 https://m.edsoo.ru/863d8f9 a 14 15 Раздражимость и поведение животных Формы размножения животных. ЛР № 7 «Строение яйца и развитие зародыша птицы (курицы)» Библиотека ЦОК 18.10 1 https://m.edsoo.ru/863d926 0 Библиотека ЦОК 1 1 23.10 https://m.edsoo.ru/863d93b 4 Библиотека ЦОК 16 Рост и развитие животных 17 Основные систематические категории животных 18 Общая характеристика простейших. ЛР№ 8 «Исследование строения инфузории-туфельки ( наблюдение за её передвижением)». Изучение хемотаксиса 1 19 Жгутиконосцы и Инфузории 1 20 Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. ЛР № 9 «Многообразие простейших (на готовых препаратах)» 1 25.10 1 https://m.edsoo.ru/863d93b 4 Библиотека ЦОК 08.11 1 https://m.edsoo.ru/863d952 6 Библиотека ЦОК 1 13.11 https://m.edsoo.ru/863d974 c 15.11 https://m.edsoo.ru/863d974 c Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 20.11 https://m.edsoo.ru/863d974 c 21 Общая характеристика кишечнополостных. ЛР№ 10 «Исследование строения пресноводной гидры » 1 22 Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. 1 Библиотека ЦОК 1 22.11 https://m.edsoo.ru/863d9a3 0 Библиотека ЦОК 27.11 https://m.edsoo.ru/863d9b a2 Библиотека ЦОК 23 Черви. Плоские черви 24 Паразитические плоские черви. ЛР№ 11 «Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на готовых влажных и микропрепаратах)» 29.11 1 https://m.edsoo.ru/863d9d 50 Библиотека ЦОК 1 1 04.12 https://m.edsoo.ru/863da0 70 Библиотека ЦОК 25 Круглые черви 1 26 Кольчатые черви. ЛР№12 «Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовом влажном препарате и микропрепарате)» 1 27 Общая характеристика членистоногих 1 06.12 https://m.edsoo.ru/863d9e fe Библиотека ЦОК 1 11.12 https://m.edsoo.ru/863d9e fe Библиотека ЦОК 13.12 https://m.edsoo.ru/863da3 c2 Библиотека ЦОК 28 Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности 29 Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности 30 Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. ЛР№13 «Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других крупных насекомыхвредителей)» 31 Насекомые с неполным превращением. ЛР№ 14 «Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)» 1 32 Насекомые с полным превращением 1 33 Общая характеристика моллюсков. ЛР№15 «Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки и др.)» 1 18.12 1 https://m.edsoo.ru/863da5 3e Библиотека ЦОК 20.12 1 https://m.edsoo.ru/863da6 a6 Библиотека ЦОК 1 1 25.12 https://m.edsoo.ru/863da8 9a Библиотека ЦОК 1 27.12 https://m.edsoo.ru/863da8 9a Библиотека ЦОК 10.01 https://m.edsoo.ru/863da8 9a Библиотека ЦОК 1 15.01 https://m.edsoo.ru/863dab 7e 34 Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека КР№1по теме «Беспозвоночные животные» 35 Общая характеристика хордовых животных 1 36 Общая характеристика рыб. ЛР№16 «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)» 1 37 Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности рыб. ЛР№ 17 «Исследование внутреннего строения рыбы (на примере готового влажного препарата)» Библиотека ЦОК 1 1 17.01 https://m.edsoo.ru/863dac d2 Библиотека ЦОК 22.01 https://m.edsoo.ru/863dae 44 Библиотека ЦОК 1 24.01 https://m.edsoo.ru/863db0 10 Библиотека ЦОК 1 1 29.01 https://m.edsoo.ru/863db0 10 Библиотека ЦОК 38 Хрящевые и костные рыбы 39 Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека 40 Общая характеристика земноводных 1 31.01 https://m.edsoo.ru/863db1 6e Библиотека ЦОК 1 05.02 https://m.edsoo.ru/863db2 ea Библиотека ЦОК 1 07.02 https://m.edsoo.ru/863db6 be 41 Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности земноводных. 1 12.02 42 Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека 1 14.02 43 Общая характеристика пресмыкающихся 44 Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся 1 21.02 45 Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека 1 26.02 46 Общая характеристика птиц. ЛР№ 18 «Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере чучела птиц и набора перьев: контурных, пуховых и пуха)» 1 1 28.02 47 Особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц. ЛР№ 19 «Исследование особенностей скелета птицы» 1 1 04.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863db6 be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dba 1a Библиотека ЦОК 19.02 1 https://m.edsoo.ru/863dbb 78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dbc c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dbe f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dc1 ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dc3 52 Библиотека ЦОК 48 Поведение птиц. Сезонные явления в жизни птиц 49 Значение птиц в природе и жизни человека 1 11.03 50 Общая характеристика и среды жизни млекопитающих 1 13.03 51 Особенности строения млекопитающих. ЛР№20 «Исследование особенностей скелета млекопитающих» 52 Процессы жизнедеятельности млекопитающих. ЛР№21 «Исследование особенностей зубной системы млекопитающих» 53 Поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих 06.03 1 https://m.edsoo.ru/863dc6 2c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dc8 a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dca 3c Библиотека ЦОК 1 1 25.03 https://m.edsoo.ru/863dca 3c Библиотека ЦОК 1 1 27.03 https://m.edsoo.ru/863dcc da Библиотека ЦОК 1 01.04 https://m.edsoo.ru/863dce 9c Библиотека ЦОК 54 Многообразие млекопитающих 55 Значение млекопитающих в природе и жизни человека 1 03.04 https://m.edsoo.ru/863dd3 74 Библиотека ЦОК 1 08.04 https://m.edsoo.ru/863dd4 e6 56 КР№2 по теме:Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» 1 57 Эволюционное развитие животного мира на Земле 1 58 Палеонтология – наука о древних обитателях Земли. ЛР№ 22 «Исследование ископаемых остатков вымерших животных» 1 59 Основные этапы эволюции беспозвоночных животных 1 22.04 60 Основные этапы эволюции позвоночных животных 1 24.04 61 Животные и среда обитания 1 29.04 62 Популяции животных, их характеристики. Пищевые связи в природном сообществе 1 08.05 63 Животный мир природных зон Земли 64 Воздействие человека на животных в природе 1 10.04 Библиотека ЦОК 15.04 https://m.edsoo.ru/863dd8 ba Библиотека ЦОК 1 17.04 https://m.edsoo.ru/863dda 2c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ddb 94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ddd 60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863de0 58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863de1 ca Библиотека ЦОК 1 13.05 https://m.edsoo.ru/863de6 c0 Библиотека ЦОК 1 15.05 https://m.edsoo.ru/863de8 46 Библиотека ЦОК 65 Сельскохозяйственные животные. 66 Животные в городе. Меры сохранения животного мира 67 Резервный урок. Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятельность организма животного» 1 68 Итоговый урок 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 20.05 1 https://m.edsoo.ru/863de9 a4 22.05 Библиотека ЦОК 66 https://m.edsoo.ru/863dec 7e 2 ЛР -22 9 КЛАСС № п/п Дата изучения План/факт Количество часов Тема урока Всего Контроль ные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Практич еские работы Библиотека ЦОК 1 Науки о человеке 04.09 1 https://m.edsoo.ru/863df 188 Библиотека ЦОК 2 Человек как часть природы 07.09 1 https://m.edsoo.ru/863df 354 Библиотека ЦОК 3 Антропогенез 1 11.09 4 Строение и химический состав клетки 1 14.09 5 Типы тканей организма человека. ЛР№ 1 «Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах)» 6 Органы и системы органов человека. ЛР№2 «Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам)» https://m.edsoo.ru/863df 354 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863df 4a8 Библиотека ЦОК 1 1 18.09 https://m.edsoo.ru/863df 606 Библиотека ЦОК 1 1 21.09 https://m.edsoo.ru/863df ae8 ДЗ Библиотека ЦОК 7 Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы 8 Нервная система человека, ее организация и значение 1 28.09 9 Спинной мозг, его строение и функции 1 02.10 10 Головной мозг, его строение и функции. ЛР№ 3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» 25.09 1 https://m.edsoo.ru/863df db8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863df c6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863df f0c Библиотека ЦОК 1 1 05.10 https://m.edsoo.ru/863e0 0ba Библиотека ЦОК 11 Вегетативная нервная система 12 Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы 09.10 1 https://m.edsoo.ru/863e0 682 Библиотека ЦОК 12.10 1 https://m.edsoo.ru/863e0 682 Библиотека ЦОК 13 Эндокринная система человека 1 16.10. 14 Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма 1 19.10 15 Скелет человека, строение его отделов и функции. ЛР№ 4 «Изучение строения костей (на муляжах)» https://m.edsoo.ru/863e0 98e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e0 c36 Библиотека ЦОК 1 1 23.10 https://m.edsoo.ru/863e1 0b4 Библиотека ЦОК 16 Кости, их химический состав, строение. Типы костей. 17 Мышечная система человека. Практическая работа №1 «Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц» 18 Нарушения опорно-двигательной системы 1 19 Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. ЛР№ 5 «Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц» 1 20 Внутренняя среда организма и ее функции 1 21 Состав крови. ЛР№ 6 «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)» 1 22 Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови 26.10 1 https://m.edsoo.ru/863e0 d9e Библиотека ЦОК 09.11 1 https://m.edsoo.ru/863e1 398 Библиотека ЦОК 13.11 https://m.edsoo.ru/863e1 5f0 Библиотека ЦОК 1 16.11 https://m.edsoo.ru/863e1 5f0 Библиотека ЦОК 20.11 https://m.edsoo.ru/863e1 712 Библиотека ЦОК 1 23.11 https://m.edsoo.ru/863e1 712 Библиотека ЦОК 1 27.11 https://m.edsoo.ru/863e1 82a Библиотека ЦОК 23 Иммунитет и его виды КР №1 24 Органы кровообращения Строение и работа сердца 25 Сосудистая система. ЛР№ 7 «Измерение кровяного давления»(дом исслед) 1 1 07.12 26 Регуляция деятельности сердца и сосудов. ЛР№ 8 «Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека» 1 1 11.12 27 Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №2 «Первая помощь при кровотечении» 28 Дыхание и его значение. Органы дыхания 29 Механизмы дыхания. Регуляция дыхания ЛР№ 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»(дом исслед) 1 1 30.11 https://m.edsoo.ru/863e1 942 Библиотека ЦОК 04.12 1 https://m.edsoo.ru/863e1 d70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e1 e9c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e2 0d6 Библиотека ЦОК 14.12 1 https://m.edsoo.ru/863e2 20c Библиотека ЦОК 18.12 1 https://m.edsoo.ru/863e2 31a Библиотека ЦОК 1 1 21.12 https://m.edsoo.ru/863e2 5fe Библиотека ЦОК 30 Заболевания органов дыхания и их профилактика 31 Оказание первой помощи при поражении органов дыхания ЛР№10 «Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания»(дом исслед) 32 Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение 33 Органы пищеварения, их строение и функции 34 Пищеварение в ротовой полости. ЛР№ 11 «Исследование действия ферментов слюны на крахмал»(дом работа) 1 35 Пищеварение в желудке и кишечнике. 1 36 Методы изучения органов пищеварения 25.12 1 https://m.edsoo.ru/863e2 aae Библиотека ЦОК 1 1 28.12 https://m.edsoo.ru/863e2 e64 Библиотека ЦОК 11.01 1 https://m.edsoo.ru/863e2 f9a Библиотека ЦОК 15.01 1 https://m.edsoo.ru/863e2 f9a Библиотека ЦОК 1 18.01 https://m.edsoo.ru/863e3 0d0 Библиотека ЦОК 22.01 https://m.edsoo.ru/863e3 0d0 Библиотека ЦОК 1 25.01 https://m.edsoo.ru/863e3 422 Библиотека ЦОК 37 Гигиена питания 1 29.01 https://m.edsoo.ru/863e3 666 38 Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. ЛР№12 «Исследование состава продуктов питания»(проект) 1 39 Регуляция обмена веществ 1 40 Витамины и их роль для организма. ЛР№ 13 «Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах» (проект) 1 41 Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ Практическая работа № 3 «Составление меню в зависимости от калорийности пищи» 1 42 Строение и функции кожи. ЛР№ 14 «Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти» 1 43 Кожа и ее производные. ЛР№ 15 «Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи» (проект) 1 1 19.02 44 Кожа и терморегуляция. ЛР№ 16 «Определение жирности различных участков кожи лица» (дом исслед) 1 1 22.02 Библиотека ЦОК 1 01.02 https://m.edsoo.ru/863e3 792 Библиотека ЦОК 05.02 https://m.edsoo.ru/863e3 8a0 Библиотека ЦОК 1 08.02 https://m.edsoo.ru/863e3 9ae Библиотека ЦОК 12.02 https://m.edsoo.ru/863e3 d14 Библиотека ЦОК 1 15.02 https://m.edsoo.ru/863e3 f76 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e3 f76 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e3 f76 Библиотека ЦОК 45 Заболевания кожи и их предупреждение 46 Гигиена кожи. Закаливание. ЛР№17 «Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви»(проект) 1 47 Значение выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. 1 48 Образование мочи. Регуляция работы органов мочевыделительной системы 1 49 Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение. ЛР№ 18 «Описание мер профилактики болезней почек» (проект) 1 50 Особенности размножения человека. Наследование признаков у человека. 26.02 1 https://m.edsoo.ru/863e4 1ba Библиотека ЦОК 1 29.02 https://m.edsoo.ru/863e4 084 Библиотека ЦОК 04.03 https://m.edsoo.ru/863e4 516 Библиотека ЦОК 07.03 https://m.edsoo.ru/863e4 746 Библиотека ЦОК 1 11.03 https://m.edsoo.ru/863e4 85e Библиотека ЦОК 14.03 1 https://m.edsoo.ru/863e4 ec6 Библиотека ЦОК 51 Органы репродукции человека 1 52 Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ЛР№19 «Описание основных мер 1 25.03 https://m.edsoo.ru/863e4 c50 Библиотека ЦОК 1 28.03 https://m.edsoo.ru/863e4 ec6 по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит» (проект) Библиотека ЦОК 53 Беременность и роды. 54 Рост и развитие ребенка 55 Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. ЛР №20 «Изучение строения органа зрения (на муляже)» 1 1 08.04 56 Механизм работы зрительного анализатора. Гигиена зрения. ЛР№21 «Определение остроты зрения у человека». 1 1 11.04 57 Ухо и слух. ЛР№ 22 «Изучение строения органа слуха (на муляже)» 58 Органы равновесия, мышечное чувство, осязание 59 Вкусовой и обонятельный анализаторы. Взаимодействие сенсорных систем организма 1 60 Психика и поведение человека. 1 01.04 1 https://m.edsoo.ru/863e4 da4 04.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4 da4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4 fd4 Библиотека ЦОК 1 1 15.04 https://m.edsoo.ru/863e5 0ec https://m.edsoo.ru/863e5 1fa [[Библиотека ЦОК 1 1 18.04 https://m.edsoo.ru/863e5 416 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e5 538 Библиотека ЦОК 22.04 https://m.edsoo.ru/863e5 646 Библиотека ЦОК 61 Высшая нервная деятельность человека, история ее изучения. 1 62 Врождённое и приобретённое поведение 1 63 Особенности психики человека. ЛР№23 «Оценка сформированности навыков логического мышления». 1 64 Память и внимание. ЛР№ 24 «Изучение кратковременной памяти. Определение объёма механической и логической памяти» 65 Сон и бодрствование. Режим труда и отдыха КР №2 66 Среда обитания человека и её факторы. 67 Окружающая среда и здоровье человека 68 Человек как часть биосферы Земли 25.04 https://m.edsoo.ru/863e5 768 Библиотека ЦОК 1 29.04 https://m.edsoo.ru/863e5 88a Библиотека ЦОК 1 1 13.05 https://m.edsoo.ru/863e5 ac4 Библиотека ЦОК 1 1 16.05 https://m.edsoo.ru/863e5 bf0 Библиотека ЦОК 1 20.05 1 23.05 https://m.edsoo.ru/863e6 00a Библиотека ЦОК ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 2 ЛР- 24 Пр р-3 https://m.edsoo.ru/863e5 d12