МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Окружающий мир Класс Уровень образования Программа, на базе которой составлена рабочая программа Уровень изучения предмета 1-4 класс Начальное общее образование в соответствии с ФГОС НОО III поколения Федеральная образовательная программа начального общего образования, (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372) Базовый Количество часов в год 1 класс – 66 ч, 2 - 4 класс – 68 ч Количество часов в неделю 2 часа Срок реализации рабочей программы 1 год 2023/2024 учебный год Составлена: ШМО учителей начальных классов Феодосия, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, стандартные результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отобразит общие цели и задачу изучения окружающего мира, места в следующем плане планирования, а также подходов к отбору содержания и приведенных результатов. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и авторитете людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: • • • • • • • рассмотрение целостности взгляда на мир, осознание места в нем человека на основе целостности взгляда на окружающий мир (природную и окружающую среду обитания); освоение естественно-научных, нравственно-общественных понятий, представленных в содержании программ по окружающему миру; ценности ценностей здоровья человека, его сохранения и поддержания, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в изложении учебной и жизней практики, связанной как с поисково-исследовательской сферой (наблюдения, опыта, трудовой деятельности), так и с творческим использованием полученных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание его принадлежности Российскому государству, определенному этносу; поддержка истории, культуры и традиций народов Российской Федерации; освоение обучения позволяет получить международный культурный опыт для создания общечеловеческих ценностей, законов и правил, принятых в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способностей ребенка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, взглядам и индивидуальности. Центральной идеей построения содержания и руководящих результатов обучения окружающего мира является раскрытие роли человека в природе и обществе, проведение с соблюдением режима поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих условий взаимодействия в дружественных условиях: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие». люди», «Человек и познание». Важнейшим следствием всех указанных систем является содержание, определение которого обусловливает возникновение у обучающихся качеств здорового и безопасного образа жизни на основе развивающихся способностей, предвидеть результаты своих поступков и наблюдать возникшие ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: • • роль человека в природе и открытом обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействие в средней степени: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАН Общее число часов, отведенных на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (по два в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классический, школьный коллектив. Друзья, соблюдайте соглашение между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: размещение простых учебных материалов и учебного оборудования; поза; рабочее освещение места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и семьи семейных мужчин, их профессия. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта города (села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в соц. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения на природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растений (называние, краткая характеристика значения для жизни растений): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Работа о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание Необходимо соблюдать режим дня, правильное здоровое питание и соблюдение личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных наушников. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешеходов (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях регулируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий : познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных научных действий направлены на формирование умений: • • • • • • • • • • проводить явления в природных изменениях, наблюдать изменения в живой природе от состояния неживой природы; приводить представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главных представителей одной группы (в пределах изучаемого); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, сохранять отличие во внешнем виде. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: учитывать, что информация может быть представлена в разной форме – текст, иллюстрации, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: в процессе курса диалога слушающего говорящего; работать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно отношусь к разным мнениям; воспроизвести название своего населенного пункта, название страны, ее столицы; воспроизвести наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывая предмет по предложенному плану; описывая по предложенному плану время года, мы рассказываем о своем отношении к явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они существуют. Регулятивные универсальные формирование умений: • • • • технологические действия обеспечивают проводить организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); следить за соблюдением правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, проводить самооценку; проанализировать предлагаемые ситуации: соблюдать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо определять работу, определять нарушение правил, привлекать учителя, использовать возникающие конфликты. • 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и ее столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связей с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, работа в окрестностях родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особым особенностям других людей – основные правила членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение стороны горизонта с помощью компаса. Ориентирование на местность по направлению к Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, ее значение, представители представителей растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила морального поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приемов пищи и рациональное питание). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условия сохранения и поддержания здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на уроках, переменах, при приеме пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажиров на наземном транспорте и в метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (общение в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные технологические операции (пропедевтический уровень) Базовые логические действия как часть познавательных универсальных научных действий направлены на формирование умений: • • • • • • • • • • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определение на основе наблюдения за состоянием вещества (жидкое, твердое, газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить пример (в пределах изучаемого); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); видеть прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: представлять информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; прочитать информацию, представленную в схеме, таблице; с помощью текстовой информации, заполнение таблиц; дополнить схемы; соотнести пример (рисунок, предложенную ситуацию) во время протекания. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: • • • понятия и термины, связанные с составом мира (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраной здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывая условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создать небольшое описание на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животных и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить виды растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на основе своей местности); 6. описывать современные события от имени их участников. Регулятивные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: • • • • • • • получить образ, предложенному плану и инструкции при составлении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; Оценивать результаты своей работы, анализировать показания учителей и одноклассников, спокойно, без обид, принимая советы и замечания. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: построить свою учебную и игровую деятельность, жизненные ситуации в соответствии с общепринятыми правилами поведения, осуществляемыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и поддержки к собеседнику; проведение в парах (группах) простых опытов по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; Определение возможных вариантов выбора (из предложенных) способов их разрешения. • 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединяют общую культуру и объединяют друг друга с другой общей территорией во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила морального поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газа. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, имеют значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к активам. Полезные ископаемые родного края (2–3 экземпляра). Почва, ее состав имеет значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организма от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и жизнедеятельности растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение за ростом растений, фиксация изменений. Растения родного края, название и краткая характеристика на основе основания. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организма от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их название, краткая характеристика на основе наблюдения. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природных сообществах: растения – пища и покровы для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Уважение человека к природному сообществу. Природные сообщества родного края (2–3 экземпляра на основе обнаружения). Правила морального поведения в рамках сообществ. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, направляющая, кончиковая, кровеносная, нервная, органов чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частота пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, активе паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других объектов инженерной безопасности жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажиров на железнодорожном, водном и авиационном транспорте (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагонах, на самолетах, морских судах; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование по признакам мошеннических действий, защита персональной информации, правила общения в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных научных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных научных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных научных действий, формирующих обеспечение человечества: • • • • • • • • • • • проводятся переносные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов ответчики с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делают выводы; сохранять соблюдение между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животных; определение (в процессе рассмотрения объектов и направления) основных признаков и отношений между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природных сообществах; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: Имейте в виду, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную иную интересную информацию о природе нашей планеты; найдя на глобусе материки и океаны, воспроизведите их название; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать переносные планы, соотносить условные обозначения с изображенными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдайте правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с ответственностью мира (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материя, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. Понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). • • • • • • • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать обнаружение, различие, обнаружение признаков на основе сравниваемых объектов природы; привести примеры, кратко охарактеризовать представителей разных царств природы; признак (характеристика) (растения животного) как живого организма; описывать (характеризовать) образцы истории нашей страны (в пределах изучаемого). Регулятивные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устранить причину возникшей трудности или ошибки, скорректировать свои действия. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: • • • • участвуя в совместной деятельности, исполняя роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное мнение, мнение; Самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этого общения. • 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общие характеристики родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика древних исторических событий, связанных с ними. Праздник в жизни общества как средство соблюдения соблюдения солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни стран в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох, как носители базовых стран. Наиболее значимые объекты относятся к всемирному культурному наследию в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в сохранении памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в обществе, отношение к людям независимо от их национальности, важный фактор, религиозные принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей среды: наблюдение, сравнение, измерение, опыты по исследованию отклонений объектов и тенденций. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планеты Солнечной системы. Естественные спутники планеты. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времени года. Формы земной поверхности: условия, горы, холмы, овраги (общее представление, условно обозначенные условия и гора на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе обнаружения). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе существования). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на изучаемые зоны, охрана природы). Связки в зонах ожидания. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана богатства: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения на природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учетом транспортной работы города; правила безопасного передвижения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметок, сигналов и защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных научных действий, коммуникативных универсальных научных действий, регулятивных универсальных научных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных научных действий, формирующих обеспечение человечества: • • • • • • • • • придерживаться соблюдения этапов возрастного развития человека; конструировать в теории и в игровых автоматах с соблюдением правил безопасного поведения в среде обитания; моделировать контуры объектов (строение местности; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определенной природной зоне; классифицировать природные объекты по ресурсам природных зон; определить разрыв между реальным и желаемым состоянием объекта (ситуаций) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование умений: использовать навыки работы с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний в окружающем мире словарях, справочниках, энциклопедиях, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого вывода); делать сообщения (доклады) по предложенной теме на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включающую в себя иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: • • • • • • • • • • • • • • ориентироваться в понятиях: тело, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живое тело: раскрывать функции различных систем органов; объяснить особую роль нервной системы в жизнедеятельности организма; создать текст-рассуждение: объяснить вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описание ситуаций проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; вызывают меньшие различия в связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, условий жизни, пищевых цепей); составить небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изучения). Регулятивные универсальные технологические действия обеспечивают формирование умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать технологические действия при необходимости; ответное принятие оценки своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки на своей и чужой работе, сохранять свою чувство. Совместные мероприятия обеспечивают формирование умений: соблюдать правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе игры, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководиться постепенно, продуманными социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе современными нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • • • • • • • • • • • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности российскому народу, своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; глубокий интерес к истории и многонациональной культуре своей страны, уважение к своему и чужому народу; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: внимание культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; создание условий в обществе морально-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на территории страны гуманизма, сопереживания, отношений культурности и доброжелательности; применение совместных правил деятельности, мягкая способность договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии всеобщей художественной культуры, умеренного уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своих народов и других народов; использование знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального здоровья: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; соблюдение правил безопасного содержания в окружающей среде (включая информацию); приобретение опыта эмоционального отношения к окружающей среде обитания, бережное отношение к окружающей среде и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценностей трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное отношение и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценностей познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; сопровождать познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные технологические действия: 1) Базовые логические действия: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • подразумевать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), позволяющий ориентироваться в изменяющейся процедуре; на основе наблюдения существующих объектов, окружающего мир, сохранения связей и зависимости между объектами (часть – связи; причина – мышление; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, сохранять основания для сравнения, сохранять аналоги; объединить части объекта (объектов) по определенному признаку; определить существенный признак для классификации, классифицировать предлагаемые объекты; отсутствие явлений и противоречий в рассмотренных фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предлагаемого алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проведение (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, переносные опыты; адаптер интереса к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определение разницы между реальным и желаемым состоянием объекта (ситуаций) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможные процессы развития, события и последствия в аналогичных или сходных объектах; моделировать ситуации на основе изучаемого материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и т. д.); проведение по предложенному плану опыта, проведенное исследование по установлению изучения объекта и связей между объектами (часть – основания, причина – объяснение); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источники получения информации с учетом учебной задачи; нахождение в предложенном источнике информации, представленной в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем процесса ее проверки; находить и использовать для решения научную задачную, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной программой; • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные технологические действия: • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать мнения, оценивать мнение участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить свои доказательства права; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; представить уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, текста основных мыслей о природе, социальной жизни, ограничениях и поступках людей; создание устных и письменных текстов (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и следить за деформированным текстом об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; подготовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (тексты, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные технологические действия: 1) Самоорганизация: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • выступление, планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; настройка последовательности выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: изучить процесс контроля и результат своей деятельности; находить ошибки в своей работе и сохранять свою мораль; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возникновение возможности возникновения и ошибок, предусмотреть способы их применения, в том числе в бытовых устройствах, компонентах для здоровья и жизни. оценивать результаты своей деятельности, соотнося объективно оценивать свою оценку с оценкой учителя; Оценивайте надежность выбранных способов действий при необходимости их корректировки. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для достижения решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно выстроить действия по достижению общей цели: отменить роль, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обеспечить готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; соблюдать правила совместной деятельности: справедливо оценивать и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допуская соображений, при их рассмотрении мирно разрешать без участия в жизни; ответственно выполнить свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К окончанию обучения в 1 классе обучающийся учится: • • • • • • • • • • • • • • • называть себя и своих мужчин по фамилии, имя, семейное отчество, профессии мужчин своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; соблюдать уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в обществе и на природе; воспроизвести название своего населенного пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семья), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); предпочитать их наиболее важные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проведение, соблюдение правил безопасного труда, переносочные группы и полевые наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в своей природной местности), измерения (в том числе проводить измерения времени, измерения температуры воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, выявляя положительное и отрицательное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время исследований и опыта; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых наушниками; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного движения пешеходов; соблюдать правила безопасного поведения на природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными приложениями школы. • 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся учится: • • • • нахождение России на карте мира, на карте России - Москва, свой регион и его главный город; признать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; соблюдать уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила морального поведения в обществе и на природе; распознавать изучаемые объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • • • • • • • • • • • • • • • приводить изучение изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важные события прошлого и настоящего родного края; трудовая деятельность и профессия жителей родного края; проведение, соблюдение правил безопасного труда, переносные наблюдения и опыты с главными объектами, измерения; приводить уроки изученных взаимосвязей в природе, экземплярах, иллюстрирующих значение природы в жизни человека; описывание на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изучаемые объекты живой и неживой природы по предложенному эффекту; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местность по направлению к Солнцу, компасу; создать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе, оценивать примеры положительного и отрицательного отношения к объектам природы, проявлять внимание, помощь людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажиров наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно изучайте общение в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). • 3 КЛАСС К окончанию обучения в 3 классе обучающийся учится: • • • • • • • • • • представлять государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); обращение к уважаемым государственным символам России и своего региона; учитывать уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила морального поведения в обществе; приводить образцы памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, города РФ с богатой историей и культурой; российские центры декоративно-прикладного искусства; проявить интерес и уважение к истории и культуре народов России; показать на карте мира материки, изученные страны мира; распределить расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проведение по предложенному плану или проведение небольших опытов с небольшими объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдение безопасности проведения опыта; группировать изучаемые объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объектов живой и неживой природы; описывание на основе предложенного плана изучаемых объектов и явлений природы, выделенных их отдельных признаков и характерных свойств; • • • • • • • • • • • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и сбора информации, ведения военных действий; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, объяснения человека; фиксировать результаты выводов, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождающиеся выступлением иллюстраций (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажиров железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать меры безопасности; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила морального поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях регулируемого доступа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. • 4 КЛАСС К окончанию обучения в 4 классе обучающийся учится: • • • • • • • • • • • • • • соблюдать уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила морального поведения в обществе; показать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, различия, реки, озёра, море, омывающие территории России); показать на исторической карте места изученные исторические события; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; описание государственных праздников России, наиболее важных событий в истории России, наиболее известных российских исторических деятелей разных периодов, достопримечательностей столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изучаемые объекты, приводить их основные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению переносные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изучаемые объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, обнаруживать их в окружающем мире; группировать изучаемые объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признаки для группировки; проведение простейших группировок; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших тенденций и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времени года, сезонных изменений в своей природе, причины смены зон); • • • • • • • • • • названы наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изучаемого); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и получения информации, реагирования на вопросы; соблюдать правила морального поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной занятости населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; изучить безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Название разделов и Количество часов Электронные (цифровые) п/п тем программы Всего Контрольн Практическ образовательные ресурсы ые работы ие работы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Школа. Школьная 3 https://easyen.ru/load/ жизнь. okruzhajushhij_mir/1_klass/236 1.2 Семья. 2 https://easyen.ru/load/ Взаимоотношения и okruzhajushhij_mir/1_klass/236 взаимопомощь в семье. 1.3 Россия – наша Родина. 11 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/1_klass/236 Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Природа – среда 13 https://easyen.ru/load/ обитания человека. okruzhajushhij_mir/1_klass/236 Взаимосвязь между человеком и природой. 2.2 Растительный мир. 9 https://easyen.ru/load/ Растения ближайшего okruzhajushhij_mir/1_klass/236 окружения. 2.3 Мир животных. 15 https://easyen.ru/load/ Разные группы okruzhajushhij_mir/1_klass/236 животных. Итого по разделу 37 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Режим дня школьника. 3 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/1_klass/236 3.2 Безопасность в быту, 4 https://easyen.ru/load/ безопасность okruzhajushhij_mir/1_klass/236 пешеходов, безопасность в сети Интернет Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 66 0 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 КЛАСС № Название разделов и Количество часов п/п тем программы Всего Контрольн Практиче ые работы ские работы Раздел 1. Человек и общество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы № Название разделов и Количество часов п/п тем программы Всего Контрольн Практиче ые работы ские работы 1.1 Наша родина 12 Россия 1.2 Семья. Семейные 2 ценности и традиции 1.3 Правила 2 культурного поведения в общественных местах Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания 7 природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия. 2.2 Многообразие 8 растений 2.3 Многообразие 11 животных 2.4 Красная книга 8 России. Заповедники и природные парки Итого по разделу 34 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ 4 жизни школьника 3.2 Безопасность в 8 школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет Итого по разделу 12 Резервное время 6 3 ОБЩЕЕ 68 3 0 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://easyen.ru/load/ okruzhajushhij_mir/2_klass/237 https://m.edsoo.ru/7f412850 № Название разделов п/п и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина 14 Российская Федерация 1.2 Семья - коллектив 2 близких. Родных людей. 1.3 Страны и народы 4 мира. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 20 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы изучения 11 природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 2.2 Бактерии, грибы и 2 их разнообразие 2.3 Разнообразие 7 растений 2.4 Разнообразие 7 животных 2,5 Природные 3 сообщества 2.6 Человек - часть природы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 5 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ 2 жизни 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 5 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 7 6 68 4 4 0 № Название разделов п/п и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 КЛАСС № Название разделов п/п и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина 10 Российская Федерация 1.2 История 17 Отечества. «Лента времени» и историческая карта 1.3 Человек - творец 6 культурных ценностей. Всемирное культурное наследие Итого по разделу 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания 5 окружающей природы. Солнечная система 2.2 Формы земной 9 поверхности. Водоемы и их разнообразие 2.3 Природные зоны 5 России: общее представление, основные природные зоны. 2.4 Природные 5 культурные объекты и объекты всеобщего признания. Экологические проблемы Итого по разделу 24 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 № Название разделов п/п и тем программы 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 4 5 6 68 4 4 0