РП Физика 7-9 класс Шупило И.П.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
естественно-математического цикла
Руководитель МО
_____ Ж.В.Покрищук
Протокол № 01
от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ
специализированная школа№2

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_______ Краснова Е.И.
«31» августа 2023г.

_____________ Овчаренко Н.А.
приказ № ______
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Физика

Класс
Уровень образования
Программа, на базе
которой составлена
рабочая программа
Уровень изучения
предмета

7-9 класс
Основное общее образование
в соответствии с ФГОС ООО II поколения
Федеральная образовательная программа основного общего
образования,
(Утверждена
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370)
базовый

Количество часов в год

68 часов

Количество часов в
неделю
Срок реализации рабочей
программы

2 часа
1 год
2023/2024 учебный год

Составители: ШМО учителей естественно-математического цикла.

Феодосия, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе
положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание
программы
по
физике
направлено
на
формирование
естественно­научной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на
деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным
результатам
обучения,
а
также
межпредметные
связи
естественно­научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам
обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем,
основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей
обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю
в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественно­научных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественно­научную
картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования
состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у
обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими
компетентностями, характеризующими естественно­научную грамотность:
научно объяснять явления;оценивать и понимать особенности научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены
в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации
(протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК­4вн).

Цели изучения физики:
-приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,
----развитие их интеллектуальных и творческих способностей; развитие представлений о
научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим
явлениям;
-формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
-формирование представлений о роли физики для
развития
других
естественных наук, техники и технологий; развитие представлений о возможных сферах
будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования
обеспечивается решением следующих задач: приобретение знаний о дискретном строении
вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
**приобретение
умений описывать и объяснять физические
явления с
использованием полученных знаний;
** освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием
физических моделей, творческих и практико ­ ориентированных задач; развитие умений
наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы
и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
**освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание
информации;
**знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования
отводится 68 часов:
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит
рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и
опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных
заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе
предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений: использовать понятия:
физические
и
химические
явления,
наблюдение,
эксперимент,
модель,гипотеза,единицы
физических величин, атом,
молекула,
агрегатные
состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), механическое движение
(равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сила,
деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное

движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел
с закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том
числе физические явления в природе:
1)примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе,
2)действие силы трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой
организм, плавание рыб,
3)рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила
упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа),
выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы,
коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения
и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило
равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико­ориентированного характера: выявлять причинно-­следственные связи,
строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства
физических явлений, физических закона или закономерности;

решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные
данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной
физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в
описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и
интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы
по его результатам;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов,
записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности
измерений;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от
времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества обработки
поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел, силы
упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от объёма погружённой части
тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела ,от глубины,на которую
погружено тело, условий плавания
тел, условий равновесия рычага и блоков),
участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять
измерения, следуя предложенному
плану, фиксировать
результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических
величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела, сила трения скольжения, давление
воздуха, выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело, коэффициент
полезного действия простых механизмов),
следуя
предложенной
инструкции:
при
выполнении
измерений
собирать
экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины; соблюдать
правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,
динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок,
наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода,
гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и
закономерности;

приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с заданным
поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных
источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать
при выполнении
учебных заданий научно­-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети интернет,
владеть приёмами
конспектирования
текста, преобразования
информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие
сообщения о результатах проектов или учебных исследований, при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе
в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий,
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

К концу обучения в 8 классе
предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений: использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение
атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела,
насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя энергия,
тепловой двигатель,
элементарный электрический заряд, электрическое
поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция,
излучение), электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока,
короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с
током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе
опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том
числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в
природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы,
образование росы, тумана, инея, снега, электрические явления в атмосфере, электричество
живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для
жизни на Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины,
относительная влажность воздуха,
электрический
заряд, сила
тока,
электрическое напряжение, сопротивление проводника,
удельное
сопротивление вещества, работа и мощность электрического
тока), при
описании правильно трактовать физический смысл
используемых
величин, обозначения и единицы физических величин,
находить
формулы, связывающие
данную физическую
величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин; характеризовать свойства
тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества,
принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения энергии, при этом давать
словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико­ориентированного характера: выявлять причинно­следственные связи, строить
объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических
явлений, физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение
физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов,
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры,
скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета излучающей
(поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от температуры жидкости и
площади её поверхности, электризация тел и взаимодействие электрических зарядов,
взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных
магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита,
свойства
электродвигателя
постоянного
тока):
формулировать
проверяемые
предположения, собирать установку из
предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока,
напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин,
сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника, силы
тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование
последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать
исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану,
фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока):
планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции, и вычислять значение величины;

соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина,
амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы,
нагревательные
электроприборы
(примеры),
электрические
предохранители,
электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах
физических явлений и необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и
схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр,
двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат),
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе
имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных
источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении
учебных заданий научно-­популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмами
конспектирования текста,
преобразования
информации из одной знаковой системы в другую; создавать собственные письменные и
краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического
содержания, в том числе публично
представлять результаты
проектной
или исследовательской деятельности, при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать
выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением
плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность
разрешать конфликты.

К концу обучения в 9 классе
предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность
у обучающихся умений: использовать понятия: система отсчёта, материальная точка,
траектория, относительность
механического движения,деформация (упругая,
пластическая), трение, центростремительное ускоре-ние, невесомость и перегрузки, центр
тяжести,
абсолютно твёрдое
тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие,
механические
колебания
и волны,звук,
инфразвук
и
ультразвук, электромагнитные волны,
шкала электромагнитных волн,
свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения, альфа­, бета- и
гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
различать
явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равно- мерное
движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное
движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение,
отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное
внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных
цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого
спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том
числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной
системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными,
землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе,
биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений,
естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение
природных минералов, действие радиоактивных излучений на организм человека), при
этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства
(признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение,
перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести,
ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа
и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли,
потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая
энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость
света, показатель преломления среды),
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип
относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения
и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных
реакциях, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;

объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико­ориентированного характера: выявлять причинно­- следственные связи, строить
объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических
явлений, физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы
и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные,
выбирать
законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты
и
оценивать
реалистичность полученного значения физической величины; распознавать проблемы,
которые можно решить при помощи физических методов,используя описание
исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и
опытов;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии, зависимость периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от
амплитуды малых колебаний, прямолинейное распространение света, разложение белого
света в спектр, изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения
предмета в собирающей линзе, наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения):
самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать
ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение
измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы),
обосновывать выбор
способа измерения (измерительного прибора);
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной
скорости, периода колебаний математического маятника от длины нити, зависимости угла
отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения):
планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение
тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины,
коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период
колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы,
радиоактивный фон): планировать измерения,
собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учётом заданной погрешности измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды,

спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических
явлений и необходимые физические закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно­практических задач, оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, самостоятельно
формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной
информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
использовать
при выполнении
учебных заданий научно­-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмаконспектирования
текста, преобразования информации из одной
знаковой системы в другую; создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из
нескольких источников физического
содержания, публично
представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с
учётом особенностей аудитории сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические,
тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы.
Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно­научный
метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез,
эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления.
Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации.
-Механические,
-тепловые,
-электрические,
-магнитные,
-световые явления.
Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым
прибором.
Лабораторные работы и опыты.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение
расстояний.
Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
Определение размеров малых тел.
Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика,
пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
-Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие
дискретное строение вещества.
-Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.
Броуновское движение, диффузия.
- Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
-Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых
(кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных
состояниях и их атомно­молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний
воды.
Демонстрации.
Наблюдение броуновского движения.
Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц
вещества.
Лабораторные работы и опыты.
Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий). Опыты по
наблюдению теплового расширения газов.

Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.
-Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
-Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения
скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь
плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
-Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука.
Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила
тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение
в природе и технике.
Демонстрации.
Наблюдение механического движения тела.
Измерение скорости прямолинейного движения.
Наблюдение явления инерции.
Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
Сравнение масс по взаимодействию тел.
Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты.
1) Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели
электрического автомобиля и так далее).
2) Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной
плоскости.
3) Определение плотности твёрдого тела.
4) Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от
приложенной силы.

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
-Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость
давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями
и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от
глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические
механизмы.
-Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной
оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость
атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения
атмосферного давления.
-Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел.
Воздухоплавание.

Демонстрации.
Зависимость давления газа от температуры.
Передача давления жидкостью и газом.
Сообщающиеся сосуды.
Гидравлический пресс.
Проявление действия атмосферного давления.
Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности
жидкости.
Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения
плотностей тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты.
1) Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость
части тела.
2) Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в
жидкость.
3) Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости,
от массы тела.
4) Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на
тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5) Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её
грузоподъёмности.

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.
- Механическая работа. Мощность.
- Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия
рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку.
«Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту
и технике.
- Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение
одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации.
Примеры простых механизмов.
Лабораторные работы и опыты.
1)
Определение работы силы трения при равномерном движении тела по
горизонтальной поверхности.
2)
Исследование условий равновесия
рычага.
3)
Измерение
КПД
наклонной
плоскости.
4)
Изучение закона сохранения механической энергии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов
тем программы

Количество часов
Электронные
КонтрольПрактичес (цифровые)
Всего ные
кие работыобразовательные
ресурсы
работы

и

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
1.1
Физика - наука о природе
2
0

0

1.2

Физические величины

2

0

0

1.3

Естественнонаучный метод познания

2

0

1

Итого по разделу

6

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
2.1
Строение вещества
1
0
2.2
2.3

Движение
и
взаимодействие
частиц вещества
Агрегатные состояния вещества

1

2

0

1

2

1

1

Итого по разделу

5

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
3.1
Механическое движение

3

0

1

3.2

Инерция, масса, плотность

4

0

1

3.3

Сила. Виды сил

14

1

2

Итого по разделу

Атмосферное давление

4.4

Действие
жидкости
и
погружённое в них тело

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

21

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
4.1
Давление.
Передача
давления
3
0
твёрдыми телами, жидкостями и
газами
4.2
Давление жидкости
5
0
4.3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

газа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

6

0

1

на 7

1

3

Итого по разделу

21

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
5.1
Работа и мощность

3

0

1

5.2

Простые механизмы

5

0

1

5.3

Механическая энергия

4

1

0

4

15

Итого по разделу

12

Резервное время

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО 68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Содержание учебного предмета 8 класс
Тема 1: Электрические и магнитные явления (42ч)
-Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие
зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток.
Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение.
Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической
цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Носители электрических зарядов в металлах,
полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности
при работе с источниками электрического тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного
поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел. Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы. Электризация через влияние.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Составление электрической цепи. Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала.
Измерение напряжения в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы
1.Изучение электризации тел и взаимодействие зарядов
2.Сборка электрической цепи и измерение силы тока на участках.
3.Измерение напряжения на различных участках цепи.
4.Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра.
5.Изучение законов последовательного соединения.
6.Изучение законов параллельного соединения.
Тема 2:Электромагнитные колебания и волны (10ч)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.
Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на
расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и
телевидения. Свет — электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на
живые организмы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный ток. Устройство
генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство
трансформатора. Производство и передача электрической энергии. Электромагнитные
колебания. Электромагнитные волны.Свойства электромагнитных волн. Принцип действия
микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи и телевидения.

Тема 3: Оптические явления (14ч)
Свойства света. Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение
света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Ход
лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Источники света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход
лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы
7.Изучение законов отражения света.
8.Исследование зависимости угла преломления света от угла падения.
9.Определение фокусного расстояния собирающей линзы и ее оптической силы.
Тема 4: Повторение– 2 часа

Тематическое планирование 8 класс
№
п/п

Тема

Количеств
о часов
42
10

Количество
лабораторных
работ
6
-

Количество
контрольных
работ
3
1

1
2

Электрические и магнитные явления
Электромагнитные колебания и волны

3

Оптические явления

14

3

1

4

Повторение

2

-

-

5

Всего

68

9

5

Содержание учебного предмета 9 класс
Тема 1: Физика и физические методы изучения природы (1ч)
Методы научного познания.
Тема 2: Законы механического движения (25ч)
Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость.
Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение.
Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. Движение
по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон
Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения.
Невесомость.
Демонстрации
Свободное падение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый
закон
Ньютона.
Второй
закон
Ньютона.
Третий
закон
Ньютона.
Лабораторные
работы
1.«Измерение
ускорения
свободного
падения».
2.«Определение центростремительного ускорения».
3. «Исследование зависимости ускорения свободного падения тел от их массы».
Тема3: Законы сохранения (19 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин.
Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего
сгорания. Реактивное движение. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Объяснение
устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования
тепловых машин.
Демонстрации
Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Устройство холодильника.
Лабораторные работы
4.«Определение кинетической энергии тела ».
5.«Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины».
6.«Исследование превращения механической энергии».
Тема4: Квантовые явления (13ч)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Линейчатые оптические
спектры. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и испускание света атомами. Состав
атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Дефект массы. Ядерные силы. Энергия связи
атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных
электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и
действие счётчика ионизирующих частиц.
Тема5: Строение Вселенной (7ч)
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая
система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно.
Строение Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и
эволюция Вселенной.
Тема6: Повторение (3ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ п/п
1

Тема

Количество
часов

Кол-во
лабораторны
х работ

Кол-во
контроль
ных
работ

2

Физика и физические методы изучения
природы
Законы механического движения

3
4

Законы сохранения
Квантовые явления

19

3

1

13

-

1

5

Строение Вселенной

7

-

1

6

Повторение

3
68

6

5

7

Всего

1

-

-

25

3

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

патриотического воспитания:

1)


проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;

 ценностное отношение к достижениям российских учёных-­физиков;
2)
гражданского и духовно-нравственного воспитания:
 готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;



осознание важности морально-­этических принципов в деятельности учёного;

эстетического воспитания:

3)


восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;

ценности научного познания:

4)


осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;


5)


развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим
и тепловым оборудованием в домашних условиях;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека;

трудового воспитания:

6)


активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в
том числе и физических знаний;

 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7)
экологического воспитания:

ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;



осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8)
адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:

потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;




повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;





осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики,
в том числе с использованием физических знаний;



оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный
признак классификации,
основания
для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно­-следственные связи при изучении физических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; проводить по
самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое
исследование физического явления; оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения
и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать
мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению
и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные
действия

универсальные

учебные

Самоорганизация:
-выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
-решения физических знаний;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
-принятие решения в группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
-аргументировать предлагаемые варианты решений;
-делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
-давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность (в том числе
в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
-ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
-признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на
научные темы и такое же право другого.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Физика-7-9» О.Ф. Кабардина (линия «Архимед»)
(Физика. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы / Шаронова Н. В., Иванова Н.Н., Кабардин О.Ф.
и д.р

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
7 КЛАСС
1. Рабочая программа. Физика. 7 – 9классы: учебно-методического пособия /сост.Кабардин
О.Ф..
–
2-е
изд.,стереотип.
–М.:
Дрофа,2013.
–
398,(2)
2. Программы основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы (авторы:О.Ф.Кабардин,
Н.В.
Филонович,
Е.М.
Гутник).
3. Рабочая программа по физике. 7 класс/ Сост. Т.Н. Сергиенко. – М.: ВАКО, 2014, в
соответствии
с
выбранным
учебником:
4.
Учебник
«
Физика
.7
класс,М.
Просвещение,2013.
5. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. –
192с.
8 КЛАСС
1. Рабочая программа. Физика. 7 – 9классы: учебно-методического пособия /сост.Кабардин
О.Ф..
–
2-е
изд.,стереотип.
–М.:
Дрофа,2013.
–
398,(2)
2. Программы основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы (авторы:О.Ф.Кабардин,
Н.В. Филонович, Е.М. Гутник).
4.Учебник
«
Физика
.8
класс,
О.Ф.Кабардин.М.
Просвещение,2013
5. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. –
192с.
11.Н.В.
Филонович
Методическое
пособие
2015
М.
Дрофа
12.А.Е. Марон, Е.А. Марон Самостоятельные и контрольные работы-8 класс 2017 М.
Дрофа
13.В.В. Шахматова ,О.Р. Шефер Диагностические работы -8 класс 2016 М. Дрофа
14.А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник Вопросов и задач 2015 М. Дрофа
9 КЛАСС
1. Рабочая программа. Физика. 7 – 9классы: учебно-методического пособия /сост.
Кабардин О.Ф . – 2-е изд.,стереотип. –М.: Дрофа,2013. – 398,(2)
2. О.Ф.Кабардин. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . М.:
«Архимед». 2014
3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. –
192с.
Контрольные и самостоятельные работы по физике.
7-9 класс: к учебнику О.Ф.Кабардин, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.:
Издательство «Экзамен», 2014.
Тесты по физике. 7-9 класс: к учебнику О.Ф.Кабардина , Е.М. Гутник «Физика
9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Физика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.- сост.: М.В.
Бойденко, О.Н. Мирошкина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
7 КЛАСС
. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2.
Видеоопыты
на
уроках.
–
Режим
доступа:
http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия
к
урокам.
–
Режим
доступа:
http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
8 КЛАСС
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2.
Видеоопыты
на
уроках.
–
Режим
доступа:
http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия
к
урокам.
–
Режим
доступа:
http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
9 КЛАСС
1.
Видеоопыты
на
уроках.
–
Режим
доступа:
http://fizika-class.narod.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия
к
урокам.
–
Режим
доступа:
http://class-fizika.narod.ru
4. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru
5. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
6.Дистанционная школа №368 http://moodle.dist-368.ru/ Открытый класс. Сетевое
образовательное
сообщество.
http://www.openclass.ru/node/109715
7.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://www.fcior.edu.ru/
9.
Интернет
урок.
http://interneturok.ru/ru/school/physics/
10. Газета «1 сентября» материалы по физике. http://archive.1september.ru/fiz
11.
Анимации
физических
объектов.
http://physics.nad.ru/
12.
Живая
физика:
обучающая
программа.
http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html
13. Физика.ru. http://www.fizika.ru/

Учебно-методический комплекс, используемый для достижения поставленной цели в
соответствии с образовательной программой учреждения:

№

Авторы,
составители

Название учебного издания

1

О. Ф. Кабардин

Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. Физика. Рабочие программы.
2011
Предметная линия учебников «Архимед», 7 – 9
классы.

2

О. Ф. Кабардин
Книга для учителя. «Физика 7 класс»
С. И. Кабардина

2010

М.Просвещение

3

О. Ф. Кабардин
Книга для учителя. «Физика 8 класс»
С. И. Кабардина

2010

М.Просвещение

4

О. Ф. Кабардин
Книга для учителя. «Физика 9 класс»
С. И. Кабардина

2010

М.Просвещение

5

О. Ф. Кабардин

Учебник
для
общеобразовательных
учреждений «Физика 7 класс»

2013

М.Просвещение

6

О. Ф. Кабардин

Учебник
для
общеобразовательных
учреждений «Физика 8 класс»

2014

М.Просвещение

7

О. Ф. Кабардин

Учебник
для
общеобразовательных
учреждений «Физика 9 класс»

2014

М.Просвещение

8

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2007

М.Просвещение

9

Электронное приложение к учебнику О.Ф. Кабардина. Физика 7
класс, 8 класс, 9 класс

2011

Просвещение

п\п

Годы
Издательство
издания

М. Просвещение

Информационно-методическое обеспечение
1. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте
Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru
2. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»
на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал:
нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19
декабря 2012 г. N 1067 г. Москва

"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на
2013/14 учебный год" http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html
Интернет – ресурсы
1. Демонстрационные варианты ГИА по физике: http://www.resolventa.ru/demo/fiz/demogiafiz.htm
Тесты
2. Открытый
класс.
http://www.openclass.ru/sub/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Физика:

3. Сайт ФИПИ. КИМ: http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html
4. Образовательные ресурсы Интернета. Физика: http://www.alleng.ru/edu/phys.htm
5. Учи физику! Опыты, эксперименты, теория, практика, задачи, ответы и решения: http://uchifiziku.ru/
6. http://www.physbook.ru
7. http://class-fizika.narod.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».