РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ специализированная школа №2 Протокол №11-ПС от «30» августа 2023г. 1. УТВЕРЖДАЮ и.о.директора Овчаренко Н.А. МБОУ специализированная школа№2 Приказ №124-О от «01» сентября 2023г. ПОЛОЖЕНИЕ о профильном психолого-педагогическом классе Общие положения 1.1.Настоящее Положение о профильном психолого-педагогическом классе (далее – Положение) МБОУ специализированная школа №2 классе (далее – Школа) разработано с учетом положений Федерального закона от 28.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с актуальными изменениями и дополнениями) (далее -ФГОС СОО), иных законодательных и нормативных правовых актов и определяет порядок осуществления образовательной деятельности в профильных психолого- педагогических классах. 2. Определение статуса психолого-педагогического класса в рамках ФГОС СОО 2.1.Статус психолого-педагогического класса определяется в соответствии с данным Положением и закрепляется приказом руководителя образовательной организации. 2.2.Классы психолого-педагогической направленности могут быть организованы в образовательной организации, в которую зачислен обучающийся на уровень среднего общего образования (далее – базовая организация), в рамках любых профилей. 2.3.При определении профилей и выбора моделей реализации образовательной программы психолого-педагогического класса основными условиями являются: выбор обучающегося и (или) его родителей (законных представителей); положительное заключение о результатах индивидуального отбора поступающих на обучение в психолого- педагогический класс; кадровые условия в базовой образовательной организации; материально-технические условия в базовой образовательной организации; учебно-методические условия в базовой образовательной организации. 3. Организация психолого-педагогического класса 3.1.Профильное обучение в психолого-педагогических классах осуществляется в образовательной организации на основании договора с обучающимся и (или) его родителями (законными представителями) об обучении на уровне среднего общего образования в 10–11 классах. 3.2.Вся деятельность в психолого-педагогических классах не может противоречить нормам, установленным в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) и ФГОС СОО. 3.3.Профильное обучение в психолого-педагогических классах может быть реализовано посредством: изучения отдельных учебных предметов, элективных курсов, дисциплин (модулей) в рамках одной и (или) нескольких предметных областей по выбору обучающихся по программам углубленного изучения; организации внеурочной деятельности обучающихся; организации воспитательной деятельности как сетевого взаимодействия в рамках рабочей программы воспитания; организации дополнительного образования по общеразвивающим или предпрофессиональным программам; организации и проведения проектной, учебно-исследова- тельской деятельности обучающихся. 3.4.В зависимости от условий, созданных в базовой образовательной организации, образовательная программа психолого-педагогического класса может быть реализована на основе различных моделей: внутришкольная профилизация – предпрофессиональный класс создается в школе за счет интеграции всех видов деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной) и (или) программ разных видов (основной и дополнительной). Учебные предметы, факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов школы, опираясь на ее ресурсную базу. При этом школа остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с педагогическими вузами и колледжами, другими социальными организациями в рамках профориентационной работы и совместной деятельности; кластерное взаимодействие образовательных организаций для совместной организации предпрофессионального класса – кооперация нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга (кластерный принцип). В каждой общеобразовательной организации реализуются обязательные учебные предметы, а также учебные предметы углубленного уровня по профилю обучения, а профильные дисциплины и элективные курсы реализуются на базе одной из школ, обладающей соответствующими кадровыми и материальными ресурсами. Данная модель позволяет более экономично использовать ресурсы образовательных организаций, укомплектовывать класс учащимися из разных школ, создать условия для реализации индивидуальных учебных планов. сетевое взаимодействие -- за счет интеграции ресурсов и конвергенции возможностей образовательной организации / организаций, осуществляющих образовательную деятельность / иных организаций. одна из организаций (педагогический вуз, педагогический колледж, центр профессиональной ориентации) определяется в качестве ресурсного центра, который берет на себя подготовку обучающихся по учебным предметам углубленного уровня по профилю обучения, элективным курсам в целях повышения качества образования, реализации проектной деятельности, индивидуализации процесса обучения с учетом профессиональных интересов и намерений учащихся. Деятельность ресурсного центра может осуществляться на основе договора о дополнительном образовании или договора о сетевой форме реализации образовательной программы, а также может быть реализована как в очном, так и в дистанционном формате. 3.5.При организации обучения в сетевой форме реализации образовательной программы (сетевое взаимодействие), независимо от объема и сроков реализации, обязательно заключение договора о сетевой форме реализации основной образовательной программы в соответствии с совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 3.6.При организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам обязательно заключение договора по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с приказом Минпросвещения России от 16.09.2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 3.7.Формирование профильного психолого-педагогического класса регламентируется Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3.8.В случаях и в порядке, предусмотренных в п. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при зачислении обучающихся в профильный психолого-педагогический класс может быть организован индивидуальный отбор. 3.9.Преимущественным правом при поступлении в профильные психологопедагогические классы пользуются следующие обучающиеся: выпускники 9 классов, получившие по итогам государственной итоговой аттестации положительные отметки (4 и 5 баллов) по профильным учебным предметам; обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (по профильным предметам); победители и призеры олимпиад по соответствующим профильным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) муниципального/регионального/федерального уровней и (или) олимпиад по педагогике; имеющие по итогам учебного года за 9 класс средний балл не ниже 4.2; активные участники вожатских отрядов и педагогических классов (успешно обучающиеся на уровне основного общего образования по предпрофильным программам). 3.10. Обучающиеся, решившие изменить профиль обучения и (или) испытывающие трудности в обучении в профильном психолого-педагогическом классе, на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей), рекомендации педагогического коллектива в течение сентября могут переводиться для продолжения обучения в класс другого профиля. 3.11. Обучающиеся, решившие изменить профиль обучения по окончании первого полугодия 10 класса, на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей), по представлению администрации и рекомендации учителей - предметников могут быть переведены для продолжения обучения в класс другого профиля в случае успешного прохождения текущей и промежуточной аттестации по учебным предметам, входящим в учебный план вновь выбранного профиля, или сдачи зачетов для ликвидации пробелов в знаниях по предметам, не входящим ранее в профиль. 4. Содержание профильного обучения в рамках ФГОС среднего общего образования 4.1.При проектировании основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) для обучения в психолого-педагогических классах общеобразовательная организация придерживается алгоритма, изложенного в Федеральной основной образовательной программе среднего общего образования. 4.2.Содержание профильного обучения в психолого-педагогических классах общеобразовательной организации определяется содержанием отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (или их модулей), обеспечивающих преемственность между уровнем среднего общего образования и профессиональным педагогическим образованием. 4.3.Содержание учебных предметов может определяться инвариантной частью учебного плана ООП СОО в рамках углубленного изучения профильных предметов (не менее трех, в числе которых иностранный язык (английский)). 4.4.Содержание профильных учебных предметов определяется выбранным профилем обучения. Профильными могут являться предметы: гуманитарный профиль – «Литература», «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (по выбору обучающихся)», «История»; 4.5.Содержание учебных дисциплин (или их модулей) может быть реализовано в основной образовательной программе среднего общего образования в части, формируемой участниками образовательных отношений: в элективных курсах учебного плана; во внеурочных курсах плана внеурочной деятельности. 4.6.Элективные курсы в психолого-педагогических классах поддерживают изучение профильных учебных предметов и предоставляют возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. В учебном плане обязательно предусматривается элективный курс «Индивидуальный проект». 4.7.При реализации содержания образовательной программы психологопедагогических классов в сетевых формах учебный план разрабатывается на основе п. 18.3.1 ФГОС СОО. В качестве сетевого партнера (организацииучастника) могут выступать: образовательные организации высшего образования, реализующие УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; общеобразовательные организации; иные образовательные организации; организации дополнительного профессионального образования (например, институты повышения квалификации работников образования); научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 4.8.Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями. Учебный план сетевой образовательной программы строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности с учетом предполагаемого направления продолжения образования обучающихся, поэтому обязательно включает дисциплины «Основы педагогики» и «Основы психологии». 4.9.Практический модуль программы «Педагогическая практика в психологопедагогических классах может быть реализован в рабочей программе воспитания ООП СОО, в блоке «Детские общественные объединения» (вожатские отряды). 4.10. Учебники, учебные пособия по профильным (углубленным) предметам выбираются учителями-предметниками из перечня ФПУ; список учебников и учебных пособий согласовывается на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации. 4.11. В случае реализации сетевой образовательной программы выбор учебников и учебных пособий согласовывается в порядке, установленном договором о сетевой форме реализации основной образовательной программы. 4.12. Преподавание предметов ведется по рабочим программам базового или углубленного уровня, разработанным в соответствии с ООП СОО, примерными или авторскими программами, согласованными на педагогическом совете и утвержденными приказом директора МБОУ специализированная школа №2. 5. Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся психолого-педагогических классов 5.1.Результаты деятельности обучающихся определяются содержанием ООП СОО, которая не может противоречить требованиям к результатам обучения, изложенным во ФГОС СОО. 5.2.Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся профильных психолого-педагогических классов, организованных по оптимизационной (внутришкольной) модели обучения, определяется Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ специализированная школа №2. 5.3.Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации для сетевых форм реализации ООП СОО определяется локальным актом той организации, которая проводит обучение по программе. 5.4.Результат внеурочной деятельности обучающихся регламентирует порядок зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО, Положением о порядке зачетарезультатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений 6.1.Обучающиеся профильных психолого-педагогических классов имеют право: на выбор профиля обучения; выбор элективных курсов; выбор курсов внеурочной деятельности; переход в другие профильные классы по согласованию с педагогическим советом (на основании п. 3.10 и 3.11 настоящего Положения). 6.2.Обучающийся обязан посещать занятия согласно учебному плану и расписанию базовой организации. 6.3.Учитель-предметник имеет право: на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания; самостоятельный выбор тематики элективных курсов; самостоятельный выбор тематики курсов внеурочной деятельности. 6.4.Учитель-предметник обязан: разрабатывать рабочие программы по учебным предметам базового и углубленного уровней; разрабатывать рабочие программы элективных курсов; разрабатывать рабочие программы курсов внеурочной деятельности; устанавливать график проектно-исследовательской деятельности обучающихся в пределах установленных сроков. 7. Управление профильным психолого-педагогическим классом 7.1.Деятельность профильных психолого-психологических классов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка базовой организации. 7.2.Общее руководство профильным обучением осуществляет представитель базовой организации, назначенный приказом руководителя базовой организации. 7.3.Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляет классный руководитель/ куратор, назначаемый приказом руководителя образовательной организации. 7.4.Учетные записи и ведение электронного журнала в профильных классах регламентируются Положением о ведении электронного журнала базовой организации. 8. Документация и отчетность 8.1.Базовая организация должна иметь следующие документы: Положение о профильном психолого-педагогическом классе; Положение об индивидуальном отборе в профильный психологопедагогический класс; договор о сетевых формах реализации образовательных программ (если выбрана сетевая модель обучения); Порядок зачета результата (если выбрана сетевая модель обучения); заявления обучающихся о выборе профиля; учебный план и план внеурочной деятельности; рабочие программы по внеурочным, элективным/факультативным курсам; рабочая программа воспитания; календарный учебный график; календарный график воспитательных мероприятий; расписание предметов и внеурочных/элективных/факультативных курсов; рабочие программы по учебным предметам; электронный журнал учета результатов обучения по предметам/дисциплинам и внеурочным/элективным/факультативным курсам; Положение о портфолио обучающегося; аналитический отчет по результатам профильного обучения. 8.2.Обучающиеся должны иметь: проектную работу (не менее одной за два года на уровне среднего общего образования); портфолио старшеклассника (результат индивидуальной творческой работы) в соответствии с Положением о портфолио базовой организации.