14.11.2023
На уровне среднего общего
образования
Программа
развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования МБОУ
специализированная школа №2 направлена на <…>формирование у обучающихся
системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования. (п. 18.2.1. ФГОС СОО)
09.01.2024
Как выбрать тему исследования?
Выбор
темы исследовательской работы - очень важный этап, от качества его прохождения
в значительной мере зависит успешность работы в целом. Если тема выбрана
неудачно, то длительная работа учащегося обречена на неуспех. Это связано с
тем, что существуют темы, по которым в обозримом будущем можно получить
оригинальный и интересный познавательный результат, а есть и такие, где в
ближайшее время это сделать будет трудно (например, из-за отсутствия методик ее
изучения или, напротив, из-за всесторонней изученности темы). Иначе говоря, в
науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать.
Прежде всего, следует подумать о том, какой предмет, какая наука
привлекает вас больше всего, затем определить предметную область или проблему,
которая вас интересует. Всегда интересно быть "первопроходцем", найти
такую тему, которая еще не встречалась в работах школьников. В этом вам поможет
научный руководитель, куратор проекта - учитель-предметник.
Кроме этого, вы можете посмотреть список примерных тем
(тематических областей), которые помогут сориентироваться в море научных
проблем.
После
выбора и обсуждения темы обучающийся вместе с
руководителем регистрирует будущую работу в школе. Сделать это необходимо в
установленные сроки. Обычно
обсуждение и выбор темы занимает 2-3 недели. Помните, грамотно сформулированная
тема - фундамент успешного исследования.
У
куратора, научного руководителя, может быть не более 7-8 работ; в случае
необходимости руководители школьной проектной работы предложат вам написать работу под руководством
другого сотрудника школы или по другой теме.
Сроки и этапы выполнения
работы
Для всех обучающиеся
проводятся групповые и индивидуальные консультации по
подготовке исследовательской работы. Индивидуальный
план-график выполнения
работы и консультаций вы составите вместе с руководителем исследовательской
работы. Учитель на свое усмотрение ставит отметки за выполнение каждого этапа. В общих же чертах план выглядит следующим
образом:
§ Первый этап (сентябрь)
Первым
делом вам необходимо выбрать куратора-- руководителя и тему исследовательской
работы. Выбирайте любимый предмет и интересную для вас тему. Тему работы вам
поможет сформулировать учитель. После выбора темы обучающийся вместе с куратром иип регистрирует будущую работу в школе. Сделать
это необходимо в установленные сроки. Обычно обсуждение и выбор
темы занимает 2-3 недели. Грамотно сформулированная тема - фундамент успешного
исследования. Примеры тем исследований прошлых лет вы можете посмотреть тут.
Помните, что у научного руководителя может быть не более 7-8 работ; в случае
необходимости вам предложат написать работу под руководством другого сотрудника
школы или по другой теме.
§ Второй этап (октябрь)
На
втором этапе вам необходимо обосновать актуальность темы (почему эта тема
является важной и значимой для общества/вас лично?), сформулировать цель и
задачи исследования, подготовить обзор основных источников информации. Как это
сделать, вам подскажет ваш куратор, но не ждите, пока он сам назначит
консультацию. Смелее напоминайте о своей работе:). Результат выполнения этого
этапы работы - черновой вариант
раздела "введение" в вашей исследовательской работе.
§ Третий этап (ноябрь-декабрь)
Третий
этап заключается в написании чернового варианта раздела "основное
содержание" и "заключение". Не забывайте регулярно
консультироваться с учителем и показывать ему готовые фрагменты работы. После
того, как вы сдадите учителю итоговый черновой вариант работы, он проверит вашу
работу и даст рекомендации по ее доработке и совершенствованию. Обычно проверка
занимает 1-2 недели. Не пренебрегайте советами учителя, иначе вы рискуете
оказаться не допущенным до защиты.
§ Четвертый этап (январь)
На
заключительном этапе вы оформляете итоговый
вариант работы, готовите презентацию и текст выступления на защите,
репетируете выступление с учителем, получаете письменный отзыв на работу и допуск к защите.
§ Пятый этап (третья
четверть учебного года года)
Представление
работ на ежегодной конференции по защите индивидуальных итоговых проектов.
Конференция проводится по предметным секциям (6-10 чел.). О точной дате и месте
проведения защиты будет сообщено в электронном журнале и на сайте школы в разделе
"новости и объявления".